World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (174)
-связки


 Промо
-постеры (8)
-кадры (18)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-afisha
-allcinema
-allmovie
-comingsoon
-daum
-douban
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-metacritic
-mojo
-movieinsider
-mtime
-naver
-rottentomatoes


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Первый мститель: Противостояние» | вернуться на страницу комментариев



iNorton | СА?: 14 лет 8 месяцев | отзывов 203, их сочли полезными 464 раз 2016.05.07

"Противостоянию" (Гражданской войне), разумеется, не избежать сравнений с недавним Бэтмен и Супермен. И если последний получил, преимущественно, негативные отзывы критиков (что не значит ровным счетом ничего - "Бегущего по лезвию" и вестерны Леоне американские критики громили также беспощадно, что позднее не помешало "Бегущему" стать едва ли не лучшей кинофантастикой всех времен, а леоновским фильмам установить новый канон для вестернов и вдохновить Тарантино) и благодушный прием зрителей, то первый получил от критиков настолько же неумеренную похвалу. Я же к фильмам по комиксам Marvel всегда относился прохладно, как к легкомысленному развлечению, а вот "угрюмая" работа Зака Снайдера с героями DC мне, напротив, понравилась. Потому, признаюсь, не ждал от "Противостояния" ничего особенного и настроен был скептически.

И героев DC и героев Marvel авторы решили столкнуть между собой, тем самым добавляя философскую глубину и психологическую достоверность образам. Пока что не касаясь вопроса "кто лучше", попытаюсь для себя ответить на вопрос "почему тема противостояния между "силами добра" появилась в экранизациях именно сейчас"? Мне кажется, ответ тут лежит во внутриполитических проблемах США. Критика внешней политики Буша, приход к власти "левого голубя мира" Обамы, в последнее время переросший в кризис американского политического эстеблишмента с появления таких кандидатов в президенты как социалист Сандерс и популист Трамп говорит грядущем серьезном переформатировании традиционных американских ценностей. То, что еще двадцать лет назад казалось незыблемым фундаментом США - свобода личности, либерализм, индивидуализм, христианство, опора на средний класс, вера в "миссию Америки", конституционные права, право на свободное ношение оружия, вера в непримиримость добра и зла (условные "ценности свободы") - сегодня все больше смещается к условным "ценностям безопасности" - усиление государственного контроля и регулирования, налогообложения, опора на крупные корпорации с одной стороны, и население с малым достатком с другой, с одновременным обеднением среднего класса, атеизм, ограничение права на оружие и моральный релятивизм, невмешательство в дела третьих стран. Вот это вот американское "смещение ценностей", с поляризацией сторонников "ценностей свободы" и сторонников "ценностей безопасности", как мне кажется, и отражают оба блокбастера.

В последнем Супермене можно говорить о том, что однозначно побеждают "ценности свободы" в лице сторонника непримиримости добра и зла Супермена (аллюзия на Христа), погибшего, но обратившего на свою сторону для борьбы с настоящим злом Бэтмена (аллюзия на апостола Павла), со стороны порожденных охлократией люмпенов, леволиберальных "полезных идиотов", верящих в то, что добро и зло определяются путем диалога (вероятно этим и вызван шквал негативных критических отзывов со стороны все тех же уязвленных леволиберальных идиотов).

В "Капитане Америка" (Противостоянии) все не так однозначно. С одной стороны есть Капитан - воплощение "ценностей свободы" - верящий в то, что нельзя перекладывать ответственность за свои действия на других, в том числе на государство (как это делали, например, нацисты) или коалицию государств, знающий, что там "на верху" обычные люди со своими амбициями и желаниями и нельзя становиться марионеткой в руках циничных политиков только ради того, чтобы избавиться от чувства вины и снять с себя ответственность. Он воплощение веры в непримиримость, абсолютность добра и зла, нерушимость принципов, справедливость, даже если они не поддерживаются большинством, в страхе готовым отказаться от свободы в обмен на безопасность, от связанного с риском первородства в обмен на гарантированную луковую похлебку. С другой стороны есть Железный Человек являющийся, как ни странно, воплощением "ценностей безопасности" - выходец из крупных корпораций, желающий подчинить деятельность группы внешнему контролю, снять с нее ответственность, и, тем самым, каким-то образом (каким?) обезопасить окружающих от "сопутствующего ущерба".

Если с мотивацией Капитана Америка все прозрачно - ответственность, следование принципам и представлениям о добре и зле, даже если они противоречат писанным законам, а также верность дружбе, то мотивация Старка вызывает сомнения. Не вызвано ли его решение сознательным или неосознанным желанием расколоть группу и перехватить лидерство у Капитана Америки, не кроется ли за всеми разглагольствованиями о необходимости "контроля" (снова таки, не понятно, как именно такой контроль сможет уберечь от "сопутствующего ущерба") чудовищный эгоизм, жажда власти и, одновременно, желание снять с себя любую ответственность за "сопутствующий ущерб"? Вот как можно серьезно воспринимать полезность контроля со стороны африканских государств, политические элиты которых известны своей неумеренностью, коррумпированностью и аморальностью, а вовсе не тягой к супергеройству?

Тем не менее, хотя в чем-то симпатии режиссеров на стороне "ренегатов", возглавляемых Капитаном, фильм не делает настолько явных акцентов, предлагая зрителям самим определить, на чьей они стороне, тем самым визуализируя реальный политический конфликт "старых" "ценностей свободы" (Капитан Америка) и "новых" "ценностей безопасности" (Железный Человек).

Меньше раскрыта мотивация других героев, которые, скорее, кажутся случайными попутчиками, чем приверженцами тех или иных ценностей. Кроме, разве что, Человека-Паука. Однако озвученная им мотивация - "если у тебя есть такая сила, то безответственно ее не применять для помощи другим" - делает его скорее сторонником Капитана Америки, чем Железного Человека. Однако, в фильме он еще ребенок, который плохо еще понимает что к чему. Допустим, Ведьма хочет "повзрослеть", т.е. брать на себя ответственность, но вот выбор Черной вдовы совершенно не логичен, а сентенции "мудрого" синтетического человека до крайности глупы. Совершенно нежизнеспособен план главного "злодея", целиком зависящий от случайностей, что, впрочем, немного компенсируется наделением этого самого злодея "глубиной".

Если же отвлечься от актуальной политической и философской подоплеки фильма, то можно отметить, что в плане экшена кинокомикс по Marvel держит стиль и марку - несмотря на серьезность сюжета, марвеловские легкость и шуточки не покидают героев даже во время жестоких сражений. Кино динамичное и довольно веселое, хотя, возможно, и не настолько глубокое как Бэтмен и Супермен, но гораздо полнее раскрывающее мотивацию главных героев.

8 из 10



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 4 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура