Кому не приходилось испытывать определенное беспокойство, если не страх, находясь в чужой стране? Страх потерять документы или деньги в тот период, когда ты чувствуешь себя в некоторой мере беспомощным, лишенный привычного окружения и находясь в тысячах километров от дома. У героя "Неизвестного" ситуация еще хуже - он потерял собственную "личность", его место в жизни занял другой, а окружающие как будто этого и не замечают. А если сюда еще примешать иррациональные (а может и вполне рациональные) страхи потерять рассудок, оказаться ненужным и "заменимым"? Вот на таких страхах поначалу и играет фильм, и делает это, нужно признать, довольно умело. Стоит только зрителю представить себя на месте Мартина - вдали от дома, поздняя осень, холод, серость, вокруг чужие люди, документов нет, ночлега нет, собственная жена тебя не признает, в памяти провалы, да еще и возникают сомнения в здравости своего рассудка - как появляется интерес досмотреть, а чем же это закончится. Да и сама история детективная - кому это все понадобилось и как же "они" с героем такое сделали?
Дальше сюжет закручивается еще туже - "некто" хочет от избавиться от Мартина и неспешный, сюрреалистический детективный триллер постепенно становится все более жестким и динамичным, почти перерастая в боевик. У Мартина появляется помощница - "прекрасная незнакомка" в лице Дайан Крюгер и помощник - "штази на пенсии", поминающий махорку и ГАЗ-24, а зрителя наверняка начинает терзать "дежа вю". И если вы смотрели "Неукротимого" Романа Полански, вам возможно вспомнятся харизматичный Харрисон Форд (Лиам Нисон, впрочем, не намного уступает Форду в харизме), разыскивающий в Париже свою жену, его прекрасная помощница (а вот Эмманюэль Сенье, пожалуй, ярче Крюгер), атмосфера "легкого сна", шпионские страсти и довольно жесткая развязка. Конечно, любая копия хуже оригинала, но "Неизвестный" и нельзя однозначно назвать копией фильма Поланского. Потому что дальше в сюжет "вкручиваются" популярные сегодня "игры разума" и все оказывается не так однозначно, как сперва представлялось.
Въедливому зрителю может, конечно, показаться, что концовка вышла уж явно гротескной и во второй своей половине "Неизвестный" смело и безоговорочно перешагнул грань дурного вкуса, но это можно списать на издержки популярного жанра и желание авторов фильма "понравиться всем фокус-группам". По крайней мере, досмотреть до конца кино хочется, а это уже кое-что в современном пресном кинематографе. 6, 5/10
|