Старый завхоз города ТульчинаАбрам Шварц (Владимир Машков) болен и часто пьян. Иногда он проводит примитивные махинации с товаром со своего склада, на что и живет. А чаще всего заваливается грязным, вонючим, шатающимся оборванцем домой и рассказывает сыну (Анрей Розендент) о своей единственной мечте: — Вот подрастешь, будешь стоять на красивой сцене Большого зала консерватории и, окончив свое великолепное выступление на скрипке, озаришься юношеской улыбкой, а после долгих и бурных аплодисментов нарядных москвичей, скажешь: «Это все мой папа! Он был редкий пьяница и жулик, но он сделал из меня то, что я есть».
Согласитесь, ради такой мечты стоит жить.
Фильм Владимира Машкова удивительно нежный и сентиментальный. И называется он нежно — «Папа», хоть и является экранизацией пьесы Александра Галича под мрачным названием «Матросская тишина». В роли Папы (Абрам Шварц) сам Машков, других актеров в фильме не было… по крайней мере для меня. Завораживающее счастье видеть бородатого провинциального старичка в вековой шляпе и очках, сутулого и растерянного в большом городе. Когда же играл Егор Бероев, или, скажем, Андрей Розендент, волнение угасало, счастье куда-то проваливалось, наверное, потому, что они молодые, красивые — не интересные. Машков же очень интересный — везет «сыну» чернослив и связку овощей в старой доброй авоське.
«Когда он сыграл Абрама Шварца в пьесе Галича, стало ясно, что на свет появился Актер…» — писал о Машкове Олег Табаков. Не секрет, что дипломной работой Владимира был именно Шварц (1990 год). После Школы-студии он еще несколько лет играл Шварца, гастролируя по России и Европе. Факт того, что Абрам рано или поздно появится на экранах в великолепном исполнении Владимира Львовича Машкова, не вызывал ни малейшего сомнения. Неясными оставались только сроки. В 2003 году терпение Машкова окончательно иссякло — он подал документ на экранизацию пьесы Александра Галича «Матросская тишина».
На XXVI Московском Международном Кинофестивале «Папа» был награжден призом «Зрительских симпатий». Заслуженно! В фильме нет новых новаторских идей и тема хоть извечно актуальна, но не остра; режиссер из Машкова пока лишь начинающий (до «Папы» он снял всего одну картину — «Сирота казанская» в 1997 году), и в отличие от Дмитрия Месхиева (режиссера «Своих») до наград жюри и критики, как видно, не дорос. Но, кто бы что ни говорил, а приз зрительских симпатий является куда более ценным и почетным, чем мнение какого-то там жюри. Кто бы что ни говорил… а я собственными глазами видел, как после просмотра «Папы» лишь половина зрителей устремились к выходу из кинотеатра, потому что вторая половина внимательно досматривали титры, стеснительно скрывая от солнечных лучей свои распухшие от слез лица.
|