Фмльм на жиденькую троечку. Вполне можно подумать, что дипломная работа какого-нить заурядного выпускника ВГИКа. При в общем-то неплохой задумке и сносном сценарии получился совершенно проходящий и далёкий от историзма фильм. Никакой речи о масштабности, о раскрытии личности Александра, да и о самой Невской битве и говорить не приходится.
По существу. (Минусов гораздо больше, чем плюсов.) Начну с того, что по колориту общее впечатление - "фильм снят на плёнке шосткинского объединения СВЕМА", или как там раньше писали?- в общем дремучих и безденежных советских времен, когда о цифре и понятия не имели.
Второе: оператором взяли, видимо, тоже студента-троечника. Ни красоты планов, за исключением пары-тройки кадров, ни целостного "авторского рисунка" я так и не увидела. Стыренные из "Гладиатора" приёмы "рваного" кадра для усиления динамики битвы в самом начале фильма использованы с явным перебором. По ходу картины видны многочисленные ляпы в ракурсах. Только в конце, собственно Невское сражение в его апофеозной части, как будто снимал другой человек. Ну да ладно - это, возможно заметит не каждый.
Зато каждый заметит явный перебор с болтовнёй. Весь фильм состоит из диалогов, местами прикольных, местами просто занудных. На таких местах зритель встаёт и выходит из зала, в лучшем случае покурить, в худшем- чтобы уже не возвращаться.
Подбор актёров. Сам Александр мне, как ни странно, понравился. Выглядит красиво, былинно, честное открытое лицо располагает. Симпатичен Ратмир. И вообще - все персонажи вполне приятны глазу, даже те, кто должен выглядеть отвратительно. Порадовал "Шлиман" ака шведский Король. Не противны девицы. Но вот когда нарисовалась физиономия Федорцова, зал чуть ли не скандировал: "Вася! " Зря его взяли в фильм на совершенно проходную роль, отвлекая зрителя от сюжета. Этого скомороха мог сыграть кто угодно, картина ничуть не пострадала бы.
Костюмы. Тут ляп за ляпом, ИМХО. Во-первых - летом все русские бояре и сам Александр зачем-то нарядились в меха и зимние шапки. Во-вторых, носить одежду никто из актёров, видимо, не научился. Сделано всё было с очевидной любовью: и вышивки, и качество тканей- на хорошую четвёрку. Только не уверена, что даже князь в простой день носил красную рубаху. А невеста князя могла себе позволить покров из более тонко выделанной ткани, а не из такого крестьянского рядна. Все-таки, не каменный век уже был. На поле битвы Александр, не снимавший шапки в погожие дни, когда Ратмир нагишом купал коня, а Дашка в одной рубахе за ним на коне гонялась, вдруг выезжает с непокрытой головой. Потом, во время непонятного поединка с предводителем шведов, ака битва Пересвета с Челубеем, вдруг надевает странное забрало. Может я чего-то не понимаю, но, кажется, я не встречала подобных образин нигде на иллюстрациях русского вооружения.
Ещё странности.
Почему-то ни разу не показали, как Александр тренирует войско. Получается - в нужный час собралась невесть откуда рать, и давай слушаться Александра, а то и вовсе сражаться сама по себе, одерживая победу.
Новгород показан...да никак он не показан. Города не видно. Есть деревянные почему-то очень низкие палаты, в них стеклянные витражи (?), княжий двор - не больше двора зажиточного крестьянина, и..всё...
О вече упоминается, но то, что было показано под видом новгородского вече - это обычная офисная планёрка.
Очень тепло показан посол хана. Эдакий симпатяга, улыбчивый добряк, всё понимающий и приятный Александру и зрителю. Что ж, может и пора немножко разбавить образ злобного монгола-татарина, тем более в свете последних тенденций Российской политики. Но на самом деле, всё обстояло гораздо драматичней и серьёзней.
Надо ли продолжать? Кажется, достаточно...
|