Так по традиции называется центральный архитектурный ансамбль города, состоящий из городского Успенского собора, соборной звонницы и Митрополичьего двора со стенами, башнями, двумя надвратными храмами (Воскресения Христова и Иоанна Богослова), церквей Григория Богослова, Спаса Преображения на Сенях и др., а также митрополичьих палат и многочисленных служб. Создание ансамбля Митрополичьего двора приписывается мастеру П. И. Досаеву. Митрополичий двор строился иждивением митрополита Ионы Сысоевича, который перед этим был блюстителем (в связи с опалой патриарха Никона) патриаршего престола. Попав тоже в опалу, Иона Сысоевич, видимо, думал осуществить свои мысли о приоритете церкви над светской властью в виде грандиозного культового ансамбля, своего рода «священного града». Но сила мирских тенденций в русской архитектуре XVII в. была такова, что в ансамбле, над созданием которого трудилась большая артель мастеров, оказалась очень заметной народная светская струя. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |