Надвратный храм в северной части стены, выходящей к Успенскому собору. Построен митрополитом Ионой Сысоевичем в 1670 г. В нижнем ярусе - три арки. Над ними - галерея, охватывающая храм с трех сторон. Стены завершены не закомарами, а треугольными фронтончиками. Пятиглавие на глухом своде (внутри нет столпов). Живописный декор низа и гладкие стены верха - признак архитектуры переходного времени. Храм фланкирован двумя цилиндрическими башнями (новшество ростовского зодчества, повторенное в надвратном храме Борисоглебского монастыря), что придает западному фасаду храма замковый облик. Другой распространенной чертой ростовской архитектуры XVII в. является замена иконостаса каменной алтарной преградой на высокой солее. Роспись просторного интерьера, выполненная около 1675 г., приписывается ярославским художникам Севастьяну Дмитриеву и его сыну Лаврентию, с которыми трудились, конечно, и другие мастера. На паперти, как обычно, расположены библейские и апокалипсические сюжеты. Стенопись главного помещения посвящена в основном событиям из жизни Христа. На южной стене паперти останавливает внимание великолепная фреска «Гибель войск фараона» («Переход через Чермное море»), отличающаяся широким размахом динамической картины. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |