«Зоомагазин ужасов» - манга, которую я бы не стала рекомендовать детям и легкомысленным особам, во избежание психологических травм. На детей она может оказать слишком сильное влияние, а при существующем в манге сдвиге точки зрения на понятия аморальности и человечности, это может привести к непредсказуемым последствиям. Легкомысленные же особы увидят лишь внешнюю сторону происходящего, преисполнятся праведного негодования и отвращения, и отличная манга будет несправедливо охаяна. Было бы жаль.
Сюжет в «Зоомагазине» подаётся в форме отдельных историй: одна глава – одно повествование. Впрочем, события и существа, появляющиеся на страницах этих историй, могут упоминаться вновь, либо занимают место постоянных персонажей, дрейфующих разношёрстным ковчегом от тома к тому. Лишь последний том да некоторые моменты на протяжении всего цикла посвящены сюжету, который можно назвать основным. Но он тут занимает хоть и яркую, но не главенствующую роль, все истории идут благо создания впечатления.
«Зоомагазин ужасов» можно описать, как изысканную жуть, как изощрённую красоту. Эти две вещи здесь неотделимы, дополняя и усиливая друг друга. Эстетичность рисовки трудно понять по сомнительного качества сканам, для этого нужно держать томик бумажной манги в руках. К сожалению, у меня была такая возможность при чтении только одного тома, поэтому остальными я не смогла насладиться в той мере, которой они заслуживают. Но впечатление, которое они на меня произвели, было глубоким и поистине неизгладимым.
Насыщенное великолепие рисовки, обаяние графа Ди, дикая красота разнообразных существ утихомиривают нашу бдительность, словно сладковатый запах восточных благовоний, заманивая в тенета и усыпляя наш разум. И мы сами не замечаем, как начинаем думать исподволь внушёнными нам категориями, отбросив привычное человеческое видение и приняв новую предложенную нам систему моральных ценностей. Теперь для нас такие понятия, как «человечность» и «звериная жестокость» будут значить нечто, абсолютно противоположное общепринятым в человеческом социуме понятиям. Когда птица в человеческом облике должна растерзать и съесть живым своего супруга, чтобы у неё родился ребёнок, а он продолжает до последнего вздоха петь для своей возлюбленной – мы уже чувствуем священный ужас, восхищение, трепет, но не омерзение. Если, конечно, достаточно прониклись атмосферой этой манги. Потому что это – звериные инстинкты, естественная мощь природы, правильный порядок вещей. Куда большее отвращение мы ощущаем к человеческим порокам, с которыми, казалось, мы уже свыклись – эгоизм, зависть, психология потребителя. Сколь бы ни было опасным животное, оно не может быть виновно в том, что нанесло вред человеку. Оно лишь поступало так, как диктует ему его природа. Лишь человек возомнил себя вольным от её законов – и несёт за это заслуженную расплату, иногда жестокую, кровавую – но неизменно справедливую. Тем не менее, несмотря на мизантропическую канву повествования, нельзя назвать происходящее человеконенавистническим, всеобщим очернением людей в пользу естественности и непосредственности животных. И немало этому способствует такое чувство, которому неподвластны ни видовые, ни половые ограничения – любовь, в самых различных её проявлениях.
Любовь и смерть идут здесь рука об руку, и противники пафосных трагедий и слезливых мелодрам могут брезгливо поморщиться, услышав об этом. И будут глубоко неправы – помним о сдвиге моральных ценностей. В последней трети манги в фокусе уже не личностные проблемы, а социальные, и повествование, благосклонное к влюблённым и отдельным личностям, становится безжалостным по отношению к обществу в целом.
Образ графа Ди великолепен, остальные персонажи тоже выразительны – как животные, так и люди. Люди, которых можно назвать индивидуальностями, ими и являются, те же, которые скорее воплощают в себе социальный порок – соответствующе схематичны, впрочем, последних гораздо меньше. Единственное, что смутило – некоторая деградация и изменение образа тотетсу по сравнению с главой, где он был центральным персонажем. И куда только вся утончённость подевалась!
В общем и целом, напомнило мне книги Танит Ли, только в меньшей концентрации и более осмысленно. «Зоомагазин ужасов» оставляет после себя насыщенное послевкусие от неповторимой мистической атмосферы, а ещё - яркие сновидения. Уникальная вещь.
|