Сказка ложь, да в ней намек…
Друзья мои, позвольте мне влить свою ложку религиоведческого дегтя в вашу бочку позитивистко-моралистского меда. Хочу немного систематизировать те несколько комментариев, в которых затрагивалась мифологичность сюжета произведения. Итак, нам была рассказана сказка, – разумеется в соответствующем сеттинге, - да еще с явно выраженным мифологическим сюжетом. В чем эта мифологичность выражается? Во-первых, ГГ имеет небесное или около небесное происхождение, авторы нарочито обходят молчанием этот вопрос, однако однозначно противополагают ГГ всем остальным людям. Во-вторых, ГГ проходит на небесах инициацию, результатом которой являются, с одной стороны, внешние изменения героя (неуязвимость, обладание каким-то грозным сверхоружием), а, с другой стороны, духовное пробуждение – ГГ получает дар любви, изменяет способ своего существования. И, завершив таким образом инициацию, получает заповедь и спускается на землю. Это в общих чертах. Плюс, добавим к этому еще один широко распространенный мифический сюжет изначального существования главного протагониста, тоже, возможно, небесного происхождения (когда появился свет, появилась и тьма). Итак, ГГ приносит на землю заповедь любви, но, еще раз повторюсь, очень существенным моментом является то, что даже не всегда говоря о любви, он всегда любит. И это очень точно художественно обыгрывается в фильме введением персонажа Вульфа – священника-убийцы. Этот, напротив, прилагает все усилия воли и интеллекта, чтобы познать любовь, но неизбывно пребывает нигилистом и в духовном плане совершенно бесплоден. Далее, о-очень существенный вопрос по-поводу решения ГГ-ем проблемы добра и зла: он не решает эту проблему; можно сказать, что решение этой проблемы не входит в его служение, а можно сказать, что этой проблемы для него вообще не существует. как Мифический Герой он создает парадигму, культурную основу, а решение уже будут принимать люди в каждом конкретном случае. Так что же, можно сказать, что ГГ вообще бесстрастен? Нет, совсем нет, он страдает, мучается и это со всей силой показано в фильме. Однако, надо четко понимать, что сфера морального гораздо ограниченнее сферы экзистенциального и, в конечном счете, духовного (по-крайней мере, это было очевидным для архаического религиозного сознания). Моральные правила это культурные коды, которые позволяют постоянно ощущать соотнесенность с традицией, с культурой. Но наш ГГ постоянно ощущает соотнесенность с небесной реальностью (сны-видения о небесном отечестве, о Рем), и поэтому в культурных кодах не нуждается, что и обыгрывается в фильме излишней эпатажностью, юродством ГГ, сознательным нарушением общепринятых норм и приличий. Итак, в чем же смысл действий нашего ГГ, какова его цель? конечно, это не решение «морального вопроса». Как Культурный и Мифический герой он приносит с неба заповедь, и совершение этой заповеди дает человеческому сообществу надежду на выживание в мире физическом и полноту жизни духовной, которая может пониматься уже либо в религиозном, либо в экзистенциальном контексте.
|