"Сделано в Бездне", несмотря на заманчивую обложку и положительные комментарии после первых эпизодов, я откладывал почти до полного его выхода, как будто знал, что на этот раз оно того стоит. Давно смирившись с тщетностью попыток найти в безднах японской анимации нечто сшитое по действительно классическим лекалам приключенческого жанра, похоже, я все же не смог окончательно распрощаться с надеждой - подтверждением тому стало мое же лицо во время просмотора. Будучи сторонним наблюдателем, я вполне взлолировал бы от его вида, ведь оно, будучи не склонно к выражению каких-либо эмоций, не раз расплывалось в удивленно-похотливой гримасе, причем это отнюдь не было связано с объектом претензий многих комментаторов в ветке обсуждения онгоинга, подвешиванием лолей нагишом. "Да тут же у нас целый неизведанный мир с подробным рисунком с названиями локаций", "О да, они отправились в путешествие", "Хо-хо, они одним махом проскочили несколько локаций" - я действительно получил если не совсем то, чего хотел, то очень к нему близкое, и это не могло не радовать.
Здесь не жуют сопли и не занимают экранное время обсасыванием шаблонных превозмоганий шаблонных персонажей, имитирующих шаблонные недоприключения с шаблонными сражениями в сантиметре от своего шаблонного дома с обязательным в него возвращением. Здесь у нас настоящее путешествие через малоизученные и даже неизведанные места, ближайшим аналогом которого из того, что я знаю, является первая книга "Воздушных пиратов" Пола Стюарта, и учитывая, какие в ней были иллюстрации, и общую концепцию и атмосферу Края, сложно представить, что автор "Сделано в Бездне" не вдохновлялся ей хотя бы отчасти. Здесь режиссер не старается адаптировать оригинал под массового японского зрителя, моих вкусов в целом не разделяющего, и вовсю смакует живописные планы все новых и новых локаций - не оригинальных в принципе (в наше время сложно быть оригинальным), но неплохо проработанных и сильно отличающихся друг от друга. Здесь не тщатся шокировать внезапной драмой - напротив, ее ждешь и удовлетворенно позволяешь себе ее прочувствовать, когда она не оказывается дешевой лепниной из картона и пюре, а развивается, обогащается еще одной историей и в итоге подпитывает основную идею сериала.
Стиль рисовки - очень приятный, анимация довольно высокого уровня, богомерзкого 3д не замечено, сэйю - до проверки был уверен, что узнал чоппера и сьюзи, но раз успешно под них косят, то и молодцы. Обрушиваемые на зрителя рояли - не рояли вовсе, а просто раскрытие мира и историй персонажей, издержки жанра, в котором по-другому почти невозможно. Завязка и общая сквозная история кажутся глуповатыми, но здесь автор себя обезопасил - как говорится, пиши о том, что знаешь досконально, или о том, чего никто не знает, и тут второй случай. Приняв правила игры (к ним относится не только существующий неизвестно где и когда мир, но и мотивы персонажей - одного, ждущего в нижней точке, и стремящегося к нему из верхней второго), можно делать выводы только в соответствии с ними. Опенинг сойдет, эндинг душевный.
Единственное, пожалуй, к чему у меня были претензии - многоуровневый мир с разбросанными по нему артефактами, характерный для азиатских рпг и связанных с ними произведений, и изредка включающийся хор хипстеров-кастратов. Впрочем, мир преподносится не игровым, а скорее реалистичным, никаких боссов с падающими с них предметами не было, а музыка хороша и работает, те же фальцетные напевы включаются редко и только вовремя. Ну а к нелепому японскому стремлению каламбурить английскими словами (оригинальное название - Maid in Abyss) я привык, да и горничное здесь было, попробуй придерись.
Перед финальными тремя сериями я полагал, что это девятка, и максимальной оценки не будет. На самом деле, пожалуй, девятка и есть, но за то, что в конце аниме не только не провалилось (слив в конце сезона - слишком типичное явление), но и - в эмоциональной составляющей - прибавило, а также за максимально правильные, из серии "как бы сделал сам", последние минуты - 10. В конце концов, не только сейчас не снимают ничего подобного. Таких вещей вообще слишком мало, и глупо обманывать чувства, снобски сбрасывая балл за то, что в моем несуществующем идеале истории про путешествие в неизведанное все должно быть еще лучше. Уверен, продолжение появится даже при низких рейтингах в Японии, и не будет плохим, во что бы ни эволюционировал сюжет. Если надо, западный зритель замутит краудфандинг: если в Бездне делают с любовью, то такая Бездна нам нужна.
|