World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (62)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
kamelia2555
Contributor
Helga Regin



вернуться на страницу аниме «Беттермен» | вернуться на страницу комментариев



Shedani | СА?: 15 лет 6 месяцев | отзывов 273, их сочли полезными 1197 раз 2020.09.01

Betterman – невероятно крутой фантастический детектив с элементами мистики и ужасов. На момент просмотра вообще ничего не знал об этом аниме, никаких ожиданий не имел – то, насколько я был приятно поражён невозможно описать словами, но я всё же постараюсь.

Детектив и хоррор среди аниме – большущая редкость, а тайтл, смешивающий оба этих жанра, да ещё и умудряющийся сохранить интригу до самого последнего момента – ещё большая диковинка. Сюжет здесь необычен вот почему: никакой вводной арки или изначальной экспозиции нет, поэтому основная сюжетная ветка начинается прямо с первой серии и идёт до самого конца. В отличие от традиционной схемы разделения сценария на последовательные арки, здесь первая арка не закрывается с появлением второй – напротив, они накладываются, а по мере развития сюжета и к той, и к другой начинают добавляться слои подробностей. Ещё один классный момент: с каждой серией на зрителя вываливается такое бешенное количество подробностей, что приходится периодически делать паузы для обмозговывания услышанного или же по нескольку раз пересматривать объяснения.

Этих самых объяснений будет вагон и маленькая тележка, т.к. персонажи вникают в каждую мелкую деталь. Те моменты, которые сразу не были объяснены, всплывают значительно позже (вплоть до того, что чеховские ружья из четвёртой серии напоминают о себе в двадцать шестой), причём деталей в Betterman оооочень много. Разборы полётов доверху наполнены терминами из разных научных сфер (биология, психология, физика), значение которых по большей части не раскрывается. Любознательным и заинтересованным в тайтле зрителям Betterman понравится, т.к. довольно сильно расширяет кругозор – гуглить придётся мноооого: дофамин, теломеры, митоз, лиофилизация, сенсиллы, Риталин, СДВГ, хитозан, аминокислоты, метилсалицилат, таламус, гомеобокс и т.д. Тем, кому надо ложечкой подавать сценарий и подробно всё разжёвывать, сабж предсказуемо не зайдёт.

Народ в качестве недостатков любит приводить «использование заумных слов» - но разве это действительно недостаток? Такой сценарный ход – вполне адекватный способ сделать реалистичнее диалоги учёных людей. Традиционно их исполняют как «болтовню двух колхозников», чтобы даже самый распоследний мимокрокодил мог понять, о чём идёт речь с первого раза. Альтернативный вариант – оставить термины, но заодно вставлять бесконечные пояснения от соседних персонажей, которые рвут складный диалог на части и привносят толику аутизма: обе персонажа должны знать эти вещи, но один из них зачем-то кому-то (зрителю, разумеется) расшифровывает что он имеет в виду. В реале люди так не разговаривают, и это бросается в глаза.

То, что в Betterman авторы попытались подбить придуманные вещи под научную базу – это хорошо; вообще, я приветствую, когда создатели уделяют время проработке сеттинга и изучению связанных с их идеями вопросов – это всегда идёт на пользу произведению. Мне не западло бегать каждую минуту в гугл (от такого саморазвития я только выиграю); я не ищу проходняк, который «посмотрел и забыл», поэтому, если тайтл пытается выглядеть умнее (даже, если это не так), то я рассматриваю это как жирный плюс. Глупо тыкать фантастическому сюжету тем, что он ненастоящий. Понятное дело, там же так и написано: «фантастика». В доброй половине комедий, боевиков и мелодрам градус реализма зашкаливает за 0, и никого такое не смущает – значит и в Betterman не должно.

Следующий пункт – комедийные элементы. Их мало, но они есть; мне кажется, если бы их убрали, то аниме бы это пошло на пользу, но мы имеем то, что имеем. Реализация смешных сцен вполне хорошая, глупостей я не заметил, юмор «лёгкий», а весёлые сцены позволяют сериалу постоянно играть на контрасте сцен. То, что «потеха» выполняется с сохранением характерного мрачного антуража – это отдельный плюс. В основном весь хумор зиждется на глупых реакциях главного героя, который недостаточно понимает серьёзность происходящего.

С обратной стороны весов мы имеем прямо огромное количество трупов – людей здесь штабелями съедают, взрывают, травят, режут на органы, консервируют, зомбируют, а сколько людей просто «исчезло» вообще не сосчитать. Вместе с тем, Betterman – это не MD Geist и не Elfen Lied, киллкаунт легко можно не заметить, если смотреть невнимательно, хотя по хорошему, сотен так 6 трупов точно насчитается. Кровь-кишки-шок контент присутствуют, но подаются ненавязчиво. «Ужасный» аспект сериала достигается не за счёт показа кишок в лицо, а при помощи искусно созданной мрачной атмосферы непредсказуемости, мастерской постановки сцен, великолепной музыки, ну и, разумеется, нуарной рисовки. Понятно, что мультик вряд ли кого-то сможет испугать чем-то, кроме бу-фактора, которого тут к тому же нет, поэтому в наличии лишь «психологический» хоррор (а-ля как в первом Boogiepop). Т.е., если зритель не намерен сопереживать происходящему на экране, то страшно не будет, а в обратном случае ужасов хватает сполна.

Действие 99% сцен происходит ночью или в тёмном помещении (серии так и называются: «ночь № Х»), а на лицах персонажей всегда присутствует мрачный градиент. Огромное количество персов вообще ходят с абсолютно чёрными физиономиями, причём это не зависит от того, хороший это тип или нет, что оставляет дополнительный простор для раздумий. Локации выбраны под стать тону: заводы, подвалы, лаборатории, пещеры, заброшенные дома, туманные улицы. Атмосфере загадочности способствуют диалоги, постоянно вызывающие чувство недосказанности и того, что персонажи что-то скрывают; мрачные ракурсы камеры, заставляют сомневаться в положительных намерениях даже самых добрых персонажей (так из-за одной сцены я полсериала был уверен, что Акамацу – мерзавец, как-то замешанный в происходящих событиях). Результат работы вируса заслуживает отдельной похвалы: каждый человек съезжает с катушек по-своему, но очень колоритно. Так в одной из серий нам показывают огромную лестницу, на ступеньках которой суицидники аккуратно разложили свою обувь. На стенах же мелькали надписи «26» (местное роковое число). Персонажей постоянно лихорадит, они слышат какие-то потусторонние шорохи, звуки шагов, вечно происходит какая-то жесть.

Здешняя графика – предмет отдельного разговора. Она просто офигенная (другого от Sunrise я и не ожидал) – анимация плавная и без огрехов, задники насыщены деталями, часто присутствуют красивые оцифрованные фото вместо фона; «камера» постоянно акцентируется на разнообразных детально нарисованных гаджетах (телефоны, компьютеры, бытовая техника, научное оборудование и т.д.). Чардизайн «анимешный», словно бы взятый из Godannar, Dirty Pair Flash или Code Geass (один и тот же чардизайнер). Особенно мне понравилось, как нарисовали Мияко и Хиноки с её трёхцветной чёлкой будто бы прямиком из Yuugiou. Может стоило бы сделать более реалистичный чардизайн, но меня всё устроило.

Персонажи все отличные; ГГ, которого так любят в рецензиях облить грязью, ведёт себя вполне адекватно и в рамках своего возраста. Он в меру любопытен, добр, смекалист, умеренно трусоват. Понятно, что до уровня диванных отрывателей лиц по ту сторону монитора ему далеко, но как для «отвратительного» сеттинга Betterman, этот совершенно нормальный ребёнок держится весьма хорошо. Самое главное, что поведение ГГ полностью соответствует его персонажу (возрасту, характеру). Отдельный плюс можно дать авторам за романтическую ветку с Хиноки – отношения у ребят развиваются спокойно, без притянутых драм и скандалов; оба перса друг другу изначально симпатизируют и плавно приводят love story к логическому финалу. В плане управления роботом тоже есть любопытный момент: ГГ изначально не является самым рукастым его пилотом в команде, и к концу сериала всё так и останется. Мех Shou и Kaede всё так же будет более навороченным, чем таковой Хиноки и Кейты, а скиллы первых для вторых так и останутся недостижимыми. Здорово, что авторы избежали «волшебства» в этом отношении.

Все персонажи кроме Кейты имеют какую-то психологическую травму за спиной. Хиноки страдает от потери родственников; её напускное самобичевание – цепляние за образы прошлого, ведь именно брат в шутку называл её глупой, хотя на самом деле она вполне себе не тупая. Янаги мучает чувство неполноценности и комплекс вины, а Каэдэ – гнетёт её внутренняя пустота. Папаша Акамацу не подаёт виду, но в его шкафу тоже есть парочка скелетов (как и у его дочери Сакуры).

Ну и, конечно же, Мияко, которая предстаёт центральным персонажем сериала. Именно с неё начинается сюжет, она же его и заканчивает. Сама история сабжа (изучение вируса Альджернон) – это квест Мияко. Все остальные персонажи выступают её руками и методами изучения заразы; все тайны вскрывает и доносит до зрителя тоже она, а вовсе не оболтус Кейта. Таким образом настоящим («сюжетным») главным героем Betterman является именно Мияко, хотя при поверхностном взгляде и кажется, что это Кейта (как в MSMM главной была Хомура, а не Мадока несмотря на то, что вторая на экране фигурировала чаще). Сабж позволяет получить интересную перспективу «а как бы выглядела подача Евы, если бы сценарий центрировался не на разгильдяйке Мисато, а на Рицко». Мияко – это как раз местный профессор Акаги. Её реакции занимательно и нестандартны, а реплики завораживают научной терминологией. Происходящие событие она анализирует в первую очередь как учёный, а уже потом как «человек». Мне ооочень нравились все сцены с ней, особенно момент, где её «аналогово хакают», подсовывая ложные объекты в поле зрения. Вместо того, чтобы испугаться, Мияко начинает хладнокровно исследовать, какими именно чувствами манипулируют.

Также авторов хочется похвалить за проработку всего, что связано с нейроноидами, роботами, которые здесь выступают в амплуа больших двухместных скафандров для работы в условиях РХБ заражения или мест, где невозможна безопасная жизнедеятельность человека. Сами машины имеют намеренно «убогий» утилитарный дизайн с блёклой серой (чёрной) раскраской, не имеющий ничего общего с характерной «крутизной» санрайзовских роботов. Перемещают эти машины на трейлерах, а своим ходом они двигаются на встроенных в ноги колёсах (а-ля как в Blue Gender и Votoms). По ходу повествования нам рассказывают тонну подробностей работы этих нейроноидов: сценаристы поведают и о системе управления, и о бортовом компьютере, и о голосовых командах, и о топливе, и об интерфейсе взаимодействия с пилотом; нам даже покажут прототипы и немного посвятят в историю их разработки. Вопросы о том, чтобы туда посадить тренированных солдат и установить вооружение тоже успешно поднимаются. Забавно, что французский нейроноид представлен более крутым, чем его японский аналог. Роботы редко фигурируют в сценарии, а когда они появляются, то постоянно испытывают проблемы с нехваткой топлива или же тем, что они совершенно не подходят для применяемых целей. Даже под конец ничего путного из этого хлама не выходит, а первая же попытка уродца напомнить о себе заканчивается тем, что его размазывают по стенке с одного удара с предсказуемым результатом для начинки. По этой причине перлы обзорщиков про «постоянные меха-бои» ничего кроме удивления не вызывают.

Теперь по поводу сюжета: сабж затрагивает процесс ускоренной эволюции человека (Betterman, т.е. Better Man) тремя разными способами – прямой модификацией ДНК, выращиванием особей со смешанным с другими животными генофондом, а также мистическим методом. Каждый из них реализуется своим уникальным образом и проводит к различным результатам. Словно центральная нить сюжета предстаёт таинственный вирус Альджернон, про который известно ровно 0. Персонажи в курсе лишь последствий заражения этой дранью: люди начинают сходить с ума (скорость зависит от отдельного человека), проявлять невиданную жестокость; если их обездвижить – умирают в течение нескольких месяцев (как правило люди суицидятся значительно раньше). Свои тайны сериал виртуозно подаёт и раскрывает: примером может быть самая первая «арка» про подземный парк развлечений. Персонажи более половины сериала расследуют, что же там произошло, попутно нарываясь на дополнительные таинственные события и находя между ними связь. И вот, наступает 15я серия, где зрителя 10 минут бомбардируют результировавшейся многоходовочкой; после подведения итогов персы лишь констатируют шикарный факт: «мы узнали лишь, что Альджернон – не то и не это; возникает не из-за таких и сяких событий». При этом всё эти происшествия не филлеры и имеют сюжетную роль. На словах может звучать скучно, но мне было невероятно интересно наблюдать за развитием событий. Я даже специально выписывал неосвещённые вопросы, чтобы проследить, прольют ли на них свет. Таки да, в последней серии умудрились в той или иной мере завернуть абсолютно все концы, при этом предоставив жирное подспорье для СПГСа.

Упомянутого глубинного смысла можно отыскать целую тонну: в тайтле поднимается масса актуальных и интригующих тем, на которые дают «полуоткрытые ответы». С одной стороны, авторы предоставляют трактовку события главными героями, а с другой, её расплывчивость и явная субъективность позволяет зрителю пораскинуть мозгами над происходящим, а не просто сидеть перед монитором и кивать словно болванчик, бубня «ОК, ПОНЯТНО, БЫЛО ТАК». Действительно СПГСные сюжеты всплывают нечасто, поэтому я искренне радуюсь любому такому тайтлу, благо интересных моментов тут пруд пруди: изменение восприятия реальности через перехват отдельных органов чувств множеством разных способов (вопрос реальности происходящего прямиком из Ghost in the Shell, только здесь он не «цифровой», а «аналоговый»); природа и протекание Альджернона; кто именно из главных и сторонних персонажей заразился им; какова судьба остальных жертв вируса; кем именно манипулируют; всё, что касается Dive Inspection; что именно было плодом влияния Laurier Noir, а что нет; подробности событий в пещерах Аджанты; являлись ли показанные жертвы Альджернона плодом работы именно вируса и ещё сонмище других вопросов. К тому же, благодаря своей многослойности и замороченному сюжету, Betterman сильно располагает к повторному просмотру. Даже беглый пересмотр отдельных сцен часто выявляет моменты, которые при первом сеансе зритель в принципе не смог бы заметить, как бы внимательно он не смотрел.

Пару слов о музыке: она на фоне происходящего заметна, атмосферу создаёт исправно. Из треков с радостью отмечу Sakura, Tsuiseki, Tyran, Wakare, Bestman, Umeki. ОСТ сабжа – 10000 из 10. Также хочу заметить, что эндинг сериала, Requiem (в американском издании его с опенингом поменяли местами), исполняется самим режиссёром аниме - Yonetani Yoshitomo. Он же написал для опенинга и эндинга лирику. Особой похвалы заслуживают звуковые эффекты, так необходимые любому хоррору.
У сабжа есть английская озвучка среднего качества. Юзать её не вижу смысла, т.к. она по всем параметрам проигрывает оригиналу, даже не вызывая желания её периодически включать для теста.

Антагониста авторы умудрились также сделать весьма уникально: он не разговаривает, не предъявляет никаких требований и при этом умудряется быть до жути колоритным – каждое его появление сквозит пробирающей до костей неотвратимостью конца, а крутейшая хоровая музыка придаёт сцене некой божественной возвышенности. Буквально любым персонажем антагонист с лёгкостью подтирается и каждый раз, когда он предстаёт перед зрителем, единственная мысль, мелькающая в голове – «ну вот и всё».

Конец поражает прямо-таки Gainax’овским (а если подумать, Sunrise’овским) размахом: нас ждут многочисленные откровения, захватывающие события, жирные точки в истории многих персонажей. Накал страстей и драмы с 24ой серии (момент с «Synapse attack» просто шикарен; очень хватает за душу) с каждым разом лишь возрастает и результируется в bittersweet концовке, которая при ближайшем рассмотрении всё-таки сильно больше bitter, чем sweet. В зависимости от точки зрения, sweet там может вообще отсутствовать.

Ещё хочу пару слов сказать о превьюхах: я почти никогда их не смотрю, но Betterman оказался странным исключением – коротенькие рекламки следующего эпизода, оформленные в виде предсказаний Сакуры через limpid channel, сделаны на удивление стильно и с характерным привкусом местного хоррора. В каждом из них Сакура под конец шёпотом добавляет какую-нибудь криповую мерзость вроде «Они приближаются… Роятся………………… Чтобы вырвать твои внутренности». Вроде и фигня, но выглядит очень прикольво + чувствуется, что авторы очень старались над каждым аспектом тайтла. Ощущения, что где-то там сэкономили нет вообще.

Оценка: 7 баллов из 7 за графику, музыку, атмосферу, сюжет, персонажей. Это hidden gem, тайтл, достойно смотрящийся в компании подобных ему аниме: Evangelion, Narutaru, Boogiepop Phantom, MS Madoka Magica, DK Ideon. Если вам всё перечисленное понравилось, то Betterman обязателен к просмотру; если нет, то тоже обязателен 😊


+3Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура