Возможны спойлеры.
После просмотра фильма первые полчаса просто проревела. А последующие несколько дней пребывала в состоянии некой оторванности от мира, пока не пришла в себя и не смогла адекватно описать все свои мысли и эмоции по этому поводу.
По мне, так Ариэтти пропитана самой вязкой безнадегой и безысходностью, которую только можно было вообразить в работах Миядзаки.
Сами подумайте. Вот Ариэтти - хорошая девочка, любознательная, своенравная и жизнь у нее словно из сказки. Согласитесь, как должно быть волшебно утопать среди огромных цветов и лучей солнца, бродить по дому и "добывать" - короче, идеальная жизнь, в которой бы хотел оказаться чуть ли не каждый. А что её ждет? Она - вымирающий вид, всю жизнь общалась лишь с родителями, а потом на голову сваливается какой-то дикарь-абориген - потенциальный будущий муж. Вот радости-то. Представьте, что она чувствовала, когда прощалась с Шо - да я бы сдохла лучше на её месте.
Вы, кстати, видели взгляд отца Ариэтти? Я когда его увидела, сразу заподозрила что-то неладное, и шестое чувство мне во время всего просмотра твердило, что в конце я увижу какой-то капец. Собственно так и случилось. Этот измученный жизнью и происходящим вокруг однообразием взгляд меня просто добил...
А мальчик. Представьте, вы инвалид практически, ничего делать не можете, родителям на вас наплевать, их больше заботит развод, и все, что можно позволить себе - это читать книги. Не думаю, что он даже школу мог нормально посещать для того, чтобы друзей завести. А самое главное - никто тебя не понимает. Эта бабушка его хоть и хорошая женщина, но что и кто она по сути? Да никто. Шо как жил, так и будет жить со своими мыслями, и никому не понять, каково это жить и осознавать, что ты - живой труп, и это в 12 лет. И ничего уже не удивляет в жизни. Думаю, неспроста у Шо такие умные и спокойные глаза. Момент, где он говорит, что тот, кто должен умереть - это он меня поразил, если честно. Мне даже не представить, какое чувство вины у него тогда было. Ведь он собственноручно уничтожил то, чем больше всего на свете дорожил! И тут происходит момент, который лично для меня перевернул все: Ариэтти ПОНЯЛА его. Знаете, тут дело наверно даже не в том, что она пожалела его из-за больного сердца, а просто напросто прочувствовала все то же самое, потому что жизнь её такая же одинокая, как и у Шо.
В общем, фильм на все 100 процентов грустный. Показал всю бессмысленность существования. Самое обидное, что герои даже изменить ничего не в силах. Тут изначально полная безвыходность, и все, что остается сделать - это смириться. Смириться, что ты больше никогда не увидишь своего единственного и самого невероятного друга, а может и первую любовь (хотя я не совсем уверена в последнем, но парочка моментов заставляет задуматься).
Я не знаю, возможно, я не права или я просто пессимист или что... Но лично после Ариэтти у меня потом долго был отходняк, а первые часы после просмотра совсем адовыми. Даже все эти слова "Теперь у меня появилось желание жить" - звучат скорее как утешение для Ариэтти, чем правда. Хотя то, что Шо выжил, доказывается на первых минутак фильма, ведь он сказал "Это лето я не забуду никогда. Целую неделю я прожил в доме, где выросла моя мама". Но в чем смысл его существования, если вся его жизнь и есть эта неделя?
Ариэтти - это единственный фильм Миядзаки с таким темным концом. Обычно всегда у него в конце, даже когда все разрушено, они собираются вместе и строят новую жизнь. А здесь.. здесь нет ничего. Просто два мира разошлись по своим углам и больше никогда не встретятся. И будущего нет.
В интернете ходят слова Миядзаки:
"Я законченный пессимист. Но если у кого-то из коллег рождается ребенок, все, что мне остается — это пожелать ему счастливого будущего. Ведь ни у кого нет права говорить ребенку, что он не должен был рождаться в этом догорающем мире. И мы никак не можем ему помочь — разве что благословить его. Собственно, думая об этом, я и делаю свои фильмы.
Мне кажется, что дети интуитивно понимают это лучше, чем взрослые: мир, в котором они родились, безжалостен, безнадежен и сыр.
Несмотря на пессимизм, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее. "
И все же мне кажется, что именно в Ариэтти Миядзаки показал, что такое жизнь на самом деле...
|