Xirurg | отзывов: 312, их сочли полезными 2676 раз
2011.04.07
«Ариэти» - маленькое, но столь нужное чудо от «Ghibli». Словно нежданный подарок, от чужого, в сущности человека-великана, человечку-подростку, новый кусочек сахара вечно не взрослеющим зрителям от студии гиганта, легенды перфекционизма и творческого долголетия.
В наше бурное время, такого столь сказочного, но без каскадов прыжков, нырков и комичных ужимок уже не увидеть, и столь лиричное, но без накрахмаленной до хруста романтичности – давно не сыскать!
Памятуя другую классическую киносказку, про «Ариэти» также хочется сказать: «Обыкновенное чудо». То самое чудо, словно случайное, увиденное краешком глаза, сквозь рассохшиеся половицы старого загородного дома, обители семейных преданий и передаваемых от отца - дочери, от бабушки внуку – легенд и почти сказочных историй. Родное и близкое, как с посиделки перед пузатым чайником, с таким знакомым, но оттого отнюдь не приевшимся пирогом.
Все те же узнаваемые физиономии (семейные портреты «Ghibli» - знак стабильности в нашем непостоянном мире), образы уходящего детства и непреходящей в ветхость ценности уюта и понимания – маленьких и больших, взрослых и детей, всех тех, кому выпало быть, хотя бы на время, соседями по совместному существованию.
Камерная история кратковременного соприкосновения больших людей и далеко не свифтовских лилипутов - это возвращение в юность (ностальгия по «Тоторо» - еще один новый этап восприятия «Karigurashi no Arrietty»), очередной этап бесконечного круговорота доброй магии знаменитой студии, передача эстафетной палочки волшебства от одного поколения творцов «Ghibli» всем последующим.
Впрочем, подобное совсем не удивительно – сюжет обрабатывал, модернизировал, и одушевлял сам Миядзаки-старший, перо не дрожало в руке мастера, и режиссер-постановщик «Ариэти», Хиромаса Енебаяси, борозды проложенной знаменитым маэстро не портил.
«Ариэти» феномен, смотреть его – значит удивляться смелости авторов, отважившихся не испытывать вестибулярный аппарат зрителя «с ног сшибающими» финтами и крыше-сносящеми ракурсами, не провоцировать в каждом кадре на возгласы: «Ух - ты, ах - ты, белки - космонавты», не щекотать нервные центры аудитории нагазированным драйвом и количеством пушистости в единицу экранного времени.
Вероятно, если бы «Ариэте» была анимирована компанией Диснея, Dream Works, или иной другой студией соответствующего размаха, то и конечный результат был бы явно иным, если даже не диаметрально противоположенным.
Столпы «индустрии грез» вечно скатываются, пусть и лихо, и кувырком - под один и тот же откос крутой горки пантомимной акробатики, зубоскальства, подаренного механикой скольжения банановой кожуры и противостояния войны «mousses VS elephants».
Будь «Karigurashi no Arrietty» фильмом голливудским - все ситуации и перипетии сюжета, в которые попадает семейство малоросликов, рисковали бы оказаться лишь поводом завести зрителя в хитро замаскированные ловушки развлекательности и массово насаждаемого умиления. Но, к счастью, «Ариэте» - сказка, рассказанная с целью не просто блеснуть мастерством рассказчика, но скорее для раскрытия потенциала в самом слушателе-зрителе.
Сама Ариэти – далеко не барби, которая нуждается в непрестанном спасении «прекрасным принцем», не фетиш отважных принцесс и потенциальных волшебниц, но обаятельная пацанка с первыми симптомами пробуждающейся женственности, больше похожая характером на осторожного отца, чем на сорвиголову, уставшую от родительской опеки.
Усмотреть в сюжете «Ариэте» скрытый, экологический посыл не возбраняется. Так будьте аккуратными с тем, что нас окружает, быть может, ваша жизнь – для тех, кто поменьше и слабее может оказаться настоящим разгулом стихии. Однако мудрый Хайяо, на пару с Хиромасой (тем же финалом фильма, как он есть) слишком хорошо знают свое «сказочное дело», чтобы размениваться на эквилибристику всего одной скрытой моралью.
+39
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
elessarnak111 | отзывов: 2, их сочли полезными 111 раз
2011.04.13
Ну что сказать, ожидал, конечно же, большего. Может быть, перегорел, не знаю, но претензии к фильму имеются.
- короткие, будто смятые сцены. Иногда казалось, продли мгновение еще секунд на пять — и этот кадр будет завершенным, цельным. Наверное, неопытность режиссера, не знаю. Но вообще-то не помешало бы добавить лишних 10—15 минут в повествование, а то мы фактически ничего не узнали, помимо того, что уже было понятно из трейлера. Та же плачущая Ариэтти в начале — так и не понял, что ее огорчило. То, что ее заметили? Не оправдала ожиданий? Или кубик сахара и первый неудачный поход? Или что-то глубже? Всего пара слов, брошенных мимоходом — и зритель мог бы лучше понять ее внутренний мир. Но нет, впопыхах — и к следующей части.
- незавершенный конец. Это не то, чтобы ужасная ошибка, но в той же «Наусике» или «Пяти сантиметрах» это смотрится логично и оставляет зрителя на эмоциональном пике, в катарсисе. Здесь же как бы говорится «ну вот и всё, дальше нам говорить не о чем. Пока», и никаких ощущений, кроме той же дымчатой неги, что сопровождала тебя весь просмотр, не испытываешь. В конце авторы, сами всё понимая, попытались выдавить из тебя восторг кадром «моря», которое мечтала увидеть мать Ариэтти, но так как это желание было для нее каким-то побочным, десятым или тридцатым в ее списке, да и особой симпатии к трусишке-мамаше не испытываешь, то это не берет и не волнует.
Сюда же относятся и все невыстрелившие ружья — начиная от кукольного домика, мамы и папы мальчика, и заканчивая шпилькой. Никаких моральных выводов тоже не следует, что странно для детского фильма. Типа как Ариэтти своим примером показала мальчику, что следует быть храбрым. Неубедительно.
- надуманность главного конфликта. Честно говоря, первый раз такое в фильмах Гибли, насколько я знаю. Здесь всегда ставились глобальные, глубинные вопросы, и у Ариэтти такой был — вырождение ее лилипутьего племени, но в фильме главной проблемой становится полусумасшедшая старушка, к которой непонятно даже, как относится. Лично я относился с жалостью и брезгливостью. Если в ее образе нам пытались подать идею о том, что «все люди — враги вороваек», то это стопроцентно не удалось. Нет больше такого человека в целом мире, я в этом уверен, кто стал бы поступать так же, как эта бабуля. У нее какой-то бзик или шиза.
В-общем, претензий еще много — и к сценарию, и к постановке. Лично я бы хотел развития идеи(замечательной идеи! ) в другом ключе, и перед просмотром главный вопрос у меня был — всё-таки она увеличится, или же он уменьшится? Рисунок красивый, даже очень, но его мало — пространство замкнутое, ничего, кроме интерьеров дома и полянки и не показать.
+ В плюсы, конечно, отнесу атмосферу. Она есть, она прекрасна. Главная героиня — всё тот же Миядзаковский типаж и тихоня-мальчик с, разумеется, добрым сердцем — другого и не ждали. Другие герои все мельком-мельком, но характер каждого, в-принципе, понятен и раскрыт (даже кота и вороны). Понравилась мягкая робость первых шажков друг к другу мальчика и Ариэтти. Понравился внутренний уклад вороваек. Очень понравилось, как капает чай из чайника у мамы Ариэтти — всё-таки с физикой создатели дружат (где пылинки размером с ноготь Ариэтти, почему муравьи не прокусили ей руку, где один из главных естественных врагов вороваек — паук, почему она не прыгает, аки кузнечик, почему ее не разрывает изнутри и прочие физиологические, микрофизические вопросы — уже слишком для создателей детского фильма, да и никто не пойдет на такое хрумкать корн). Понравилась музыка — главная тема очень хрупкая, нежная, да и голосок у Сесиль чистый и трогательный.
В завершении должен сказать, что это не лучший фильм Гибли. Но и не такой провальный, как первый фильм Горо (наверное, потому, что над сценарием работал и Хаяо). Меньше восьми поставить мышка не подвинется.
+25
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
поразительно. читаю отзывы и прихожу в экзестенциальный ужас! один респондент желал бы "поржать", а в "Добывайках" всего одна комичная сцена - фи! другой приготовил попкорн в ожидании розовой романтики и мусей-пусей, а ему, ты видишь ли, ни мальчика не уменьшили, ни девочку не увеличили - деньги на ветер! да еще и не рассказали, как там у Шо операция прошла, в каком именно году он закончил школу, университет, вышел на пенсию и помер - совсем распоясались, сливают материал! где, спрашивается экшн, фиерия, гэги, и почему это все не зажили долго и счастливо, как завещал дедушка Дисней?.. вы такие странные, люди. нельзя так смотреть на мир. он от этого портится. сам я законченный циник, но, когда тебе рассказывают настоящую, нет, Настоящую Историю, вот так пройти... сквозь нее. да, действительно злые персонажи не характерны для фильмов Дзибли. только ведь большая их часть снята по оригинальным сценариям. здесь мы смотрим экранизацию Мэри Нортон (и работа над сценарием, наверняка, шла не без надзора правообладателя), а западная литература редко обходится без черного и белого. только ведь и Хару, по большому счету, не зла вовсе. что мешало ей попросту вытравить добываек крысиным ядом? будучи, к несчастью, недалекой и нечуткой, она пытается их найти и поймать. ей невдомек, что у маленьких человечков есть чувства. а много ли мы задумываемся о чувствах пойманного мышонка? она всего-навсего тоже хотела Чуда в своей маленькой жизни и добывала его, как умела. это Кино для тех, кто не разучился думать, не только смотреть, но видеть и чувствовать. и не сравнивайте его с другими работами студии. не надо. не портите себе жизнь. лучше яблочного штруделя, по-моему, ничего не придумали, но шарлотку, яблочный джем и просто яблоки я тоже люблю. так же и тут, лучше Тоторо ничего нет, не было и не будет, но...
+18
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура