В ответ на вопрос "Какую работу можно указать в качестве эталона современного аниме-сериала?" я теперь всегда буду называть Soranowoto. Именно потому, что она впитала всё то, что есть в современном аниме - наиболее полно, органично и пропорционально - как все существующие в аниме (как виде искусства) достоинства - так и все недостатки, закономерно из них вытекающие...
В результате получилось, с одной стороны, "ни то ни сё", а с другой - идеальный, сбалансированный аниме-сериал. И с закономерностью, о которой почему-то не подумали его создатели, сериал отхватил на свою голову вал разнообразнейшей критики, хорошо описывающий разочарования зрителей от того, что "Звуки небес" не смогли соответствовать их, зрителей, предварительным ожиданиям...
А ведь казалось бы как просто: есть набор кавайных персонажей - так давайте сделаем моэ! Есть панцу - так давайте нам эччи! Есть в сериале война, драма, меха, психология, постапокалиптика, мистика - так давайте сделаем аниме соответствующих жанров, и точка! (Только не всех сразу, а выберите пару-тройку из списка! ) А если уж решили заполнить серии slice-of-life-эпизодами, то будьте добры, держитесь в этом русле до финала! Но не надо подкидывать ингредиенты в котел в равной пропорции и перемешивать их равномерно по сериям - восприятие зрителя этого не выдержит! И здесь уже часто неважно, насколько искусно смешаны темы и жанры: рядовой анимешник, настроив себя на что-то одно, уже физически не может "переключиться" - вплоть до финала - который вызывает у него только закономерные чувства разочарования и раздражения... А "не настраивать" свои ожидания при просмотре могут лишь единицы...
И всё это - при, безусловно, высочайшем качестве исполнения Soranowoto: великолепная внутрисерийная музыка, один из самых запоминающихся опенингов (Камбэ Мамору в опенинге сделал даже стилистическую отсылку на свою наиболее известную работу - Elfen Lied), очень-очень качественная и анимация, и прорисовка графики (и особенно - прорисовка задников! ), просто отличная работа сэйю, а главное (лично для меня) - детально проработанный фантастический мир - с его историей, географией, политикой - причём всё это подано именно так, как и должно видеться (по сюжету) из самого настоящего провинциального захолустья... И... провал? Отнюдь!
И пусть внутренние отсылки на десятки других аниме сделали своё дело, и пусть данный сеттинг персонажей многие уже видели (хоть в K-on, хоть даже и в Haibane Renmei), но... разве от этого Soranowoto сам по себе стал хуже? Нет!
Нет ничего более неудачного для сериала X, чем ситуация, когда мировой аниме-фэндом (вне воли создателей) сам по себе своим коллективным разумом решает, что вот этот данный конкретный онгоуинг X просто обязан быть откликом на другой сериал Y прошлого сезона, чем-то с X схожий. И если такое происходит - то всё, конец надеждам на популярность X, ибо разочарование поклонников неизбежно: одни просто не станут X смотреть, памятуя о своём отношении к Y, а другие бросят X на середине, лишь только потому, что он вовсе на Y не похож. И наконец, единицы досмотревших до конца будут оставлять слабомотивированные (но злобные! ) критические отзывы, подобные тем, что появились на "Звуки небес" по всей сети. (Это явление "сдвига ожиданий" повторяется регулярно - достаточно вспомнить реакцию анимешной публики на Gakuen Utopia Manabi Straight как возможное продолжение Харухи Судзумии. И здесь то же самое - только пересечение идёт уже с K-on.)
А что же на самом деле представляет собой Soranowoto? Это же тот самый slice-of-life, который так любят одни и не любят другие, внутри которого спрятаны всякие "вкусности". И если общий постапокалиптический антураж, и изрядно перевранная легенда об Огненных Девах Крепости (причём, надеюсь, вы заметите, что правдивая легенда складывается из двух равных по значению половинок! ), и затопленный скелет ископаемого Ангела/Демона, и единственный ржавый и вечно сломанный танк (но помните: если на стене висит ружьё, то оно обязательно выстрелит! ), и даже "розовый взвод" №1121, вольготно обживающий огромные полуразрушенные помещения, в которых без труда угадывается современная японская школа (опять параллели с Haibane Renmei! ) - если всё это оставит вас равнодушным - то пройти с таким же ощущением мимо самих персонажей достаточно сложно. Все они расписаны достаточно подробно, "крупными мазками" (на каждого пришлось ровно по 2 серии, сложившиеся в полноценный "Character Profile" - это более чем много для 12-ти серийного аниме! ) - и при этом у каждого персонажа без исключения нашлось место для собственных "тараканов" в голове, и все эти тараканы в итоге оказались собраны воедино и связаны с общим сюжетом! Сценарист этого аниме заслуживает высшую оценку (если конечно, закрыть глаза на своевременность прибытия "королевской конницы" в самом финале).
И почему-то даже жалко, что аниме логически закончено, и что не будет продолжения - и не вернуться нам более в город Шестнадцать (Seize), стоящий на границе Безлюдных Земель (Nomansland), в страну Гельвецию (Швейцарию) - и не разделить более минуты жизни с обитателями Часовой башни...
Я ставлю Soranowoto 10/10. За верность создателей - и самим себе, и собственным стандартам качества.
|