Смотрел года три назад и оно мне сильно не понравилось оставшимся ощущением неправильности. Этакая вещь в себе по восточному утончённо задавшая неуловимый вопрос, на который я не смог сразу ответить.
У Ли Минфэна есть такая картина: «Китайский ботан в плену японских самураев». В «Nabari no Ou» перед чукчей-зрителем предстаёт сходное по названию, но противоположное по смыслу полотно: «Японский ботан в плену японских ниньзей». Главное различие этих двух произведений изобразительного искусства заключается в том, что китайский ботан даже в такой безвыходной ситуации, какую изобразил художник, всё ещё смотрит в Небо, тогда как японский туда смотреть даже не пытался ни разу в жизни, ибо страшно и голова кружится.
Но я не хочу винить Михару, потому что он тут скорее жертва обстоятельств. В Японии не приветствуется яркая индивидуальность и самостоятельность у гражданина. С одной стороны, им не нужен пусть даже очень хороший специалист, которого нельзя заменить в случае чего таким же, словно деталь в машине, ─ работодатель может понести убытки, да и с обычными работягами дело иметь проще и понятнее, чем с умным человеком. С другой стороны, если каждый будет действовать по-своему, а не как заведено, японскому изолированному государству, больше похожему на коммуналку или общагу, быстро придёт конец. Ибо из-за территориальных ограничений не получится, как в Китае, отселить всех инакомыслящих подальше на незанятые территории и жить счастливо в мире и согласии.
А посему мальчика с малых лет окружают такие «сердобольные» добропорядочные граждане, которые при каждом удобном случае напоминают ему, что от его «Дара» всем одни только беды. Вон, даже взрослые дяденьки друг-друга ножиками истыкали до смерти, не поделив твой «Дар» между собой, ─ разве тебе не Стыдно-о-о-о?! В конце-концов на полном серьёзе предлагают Михару сделать операцию, наподобие лоботомии, и быть таким как все в случае удачного исхода. Но это не потому, что они такие циничные и плохие люди. Просто брать на себя ответственность за поиск иных решений и действия не по инструкции ─ это же так страшно: а вдруг неправильное решение найдут?! Так-то они вроде со Злом борются и глобус Японии фирмы «Sekai» спасают от уничтожения ─ кто упрекнуть посмеет? Со стороны же вражеского лагеря на «Дар» Михару и его самого в качестве носителя смотрят дядьки поциничнее и порасчетливее: у них вся его, пусть и не долгая, жизнь расписана поминутно на страницах бизнес-плана. На самого мальчика всем, как водится, глубоко плевать. Была бы это девочка или пришелец с планеты Тау Кита ─ они вели бы себя точно так же.
В результате Михару, не будучи совсем дураком, принимает единственно верное логичное решение и поступает так, как захотел. Решение кому-то странным может показаться, но это не из-за того, что паренёк такой особенно одарённый. Просто не нашлось в его мире сумрачных ниньзей доброй решительной Фэйт Тестароссы, которая не убоялась бы показать Михару все остальные возможные пути.
А посему тут, товарищи, плакать надо. Плакать, и мотать на ус: не всяк, твои таланты охаивающий, правду-матку тебе в глаза режет. Ему просто удобней и спокойней, когда ты ничего не знаешь и не умеешь. И чем слушать всяких «сострадательных» дядек, лучше самому начать изучать свои возможности.
Собственно, вот и ответ.
P.S: Клятые ниньзи будут гореть в буддистском аду. Ибо в буддизме смертный грех только один: ограничивать свободу живого существа. Чем они, собственно, весь сериал и занимаются.
|