Для Cher
"Под свободой я понимал исключительно свободу мысли и мнения." Честно говоря, не очень понимаю, что это. Подобные фразы вызывают в памяти только аналогии вроде "Сферического коня в вакууме". Человек в своих решениях исключительно зависит от того что его окружает - физического мира с одной стороны и человеческого общества с другой стороны. По части мысли и мнений, думаю что об этом могли бы заявить разве что мастера Дзен, поскольку он предполагает опору лишь на своё собственное мнение и опыт и игнорирование мнения и опыта других. Но таких не так уж много (если таковые вообще есть). Все остальные в большей или меньшей (чаще в большей) мере опираются на опыт других, а в своем поведении стараются учитывать мнение своего окружения по крайней мере, для того чтобы обеспечить нормальное существование в обществе.
"Враг - нечто с автоматом. А задача - его убить (ну или спасти "своего"). Свободы действий не наблюдается." А солдаты как, обладают "свободой действия" "убить-не убить"?
"Она - единственная, кто знает, что такое ответственность. Не перед кем-то, а перед собой." Ответственность обычно перед кем-то. Ответственность перед собой попахивает раздвоением личности и шизофренией. Получается что совершает поступки один а оценивает другой.
"Убив Пиноккио, она поняла-таки, что убила не врага, а личность...Ее ответственность - угрызения совести (для меня именно это самое страшное)." IMHO, убила врага. Сильного. Вернула то что принадлежало ему и не нужно ей. Не думаю что Триэлла задумывалась о Пинокио как о личности. Об "угрызениях совести" поподробнее. На протяжении следующих четырех томов манги она Пинокио вспоминала, IMHO, один раз и то случайно и вскользь.
Я не собираюсь доказывать что девочки вольны делать что хотят в любой момент. Для каждой из них есть человек который может отдать приказ которого они не ослушаются. Однако недостаток свободы в одном компенсируется избытком свободы в другом. Они свободны от страха боли и смерти, свободны от "общественного мнения". А для большей части "свободных" людей роль "непререкаемого авторитета наставника" будут играть те же смерть, боль, суд окружающих. В во всех случаях когда нет "прямого приказа" девочки ничуть не менее свободны чем другие. Вольны выбирать себе друзей и занятия по душе, любимую еду, музыку и т. п. Триэлла вольна отпустить Марио, Рико - соврать чтобы скрыть нового знакомого, Генриетта вольна продемонстрировать готовность умереть а Эльза - действительно умереть. Про Клаэс вообще не говорю.
"Триэла - единственная, кто оценивал себя как партнера, а не ученика или подчиненного." Пример в студию. :)
"Для меня мораль - та система ценностей, которую человек формирует сам (! )" См. выше. Сам только в рамках которые устанавливает окружающий мир. Сомнительно что человек родившийся и выросший в концлагере проникнется христианскими идеями вроде "подставь другую щеку" (безусловно, если не будет "авторитетного влияния").
"Эта система ценностей девочкам навязана программированием и обучением" Программирование освобождает от старых знаний и опыта и устанавливает наивысший приоритет для мнения наставника. Любить или ненавидеть его - выбор девочки, все к чему её обязывает программирование - подчиниться приказу. В принципе, Эльза должна была бы ненавидеть Лауро. Но тут вступил в действие фактор импринтинга и одиночества. Ей не из кого было выбирать. В отношении к своим наставникам у них действительно небогатый выбор. Однако в отношении остальных... Все девочки недолюбливают Жана, хотя наверняка знают что наставники подобного отношения не одобрят. Почти все избегали Эльзу, хотя наверняка знали что "командный дух" превыше личных предпочтений.
|