Волшебник Фудзимота, по внешности и повадкам гибрид сильно пьющего Хаула и капитана Немо, живёт на дне морском, мечтает вернуть Землю во времена кембрия, когда моря было много, а людей не было вообще, и воспитывает косяк рыб-русалок, среди которых главная - его дочь от морской богини. Не по годам самостоятельная дочурка выберется из-под строгой опеки, доберётся до берега, познакомится с пятилетним мальчуганом, попробует ветчины и решит стать человеком. Поскольку превращение рыб в людей противоречит мировому порядку, мир начинает плавно погружаться в апокалипсис, из которого его приходится доставать тому же морскому волшебнику с морской богиней, спасителем окажется мальчик-с-утёса, а помогать ему будет стайка бабушек, которые раньше катались в колясках по дому престарелых, а теперь радостно бегают по дну морскому.
Миядзаки частенько ставит мир на край гибели, но так масштабно он это делает, наверно, впервые: всемирный потоп, время поворачивает вспять, на землю падает Луна. И у кого ещё конец света может стать таким прекрасным поводом хорошо провести время: спасательная операция похожа на соревнования по гребле, упомянутые бабушки скачут под водой и разглядывают морских тварей, было бы здорово, если поруководить реальным концом света дадут этому японцу. С другой стороны: а как ещё выяснить, хочешь ли ты променять волшебство и возможность возмущать море на ветчину и живую привязанность. И не испугаешься ли историй про водяных и русалок.
Собственно, и водяные тут не водяные, и конец света - не конец света, с ветчиной бы разобраться и новых рыб запомнить, мальчик с девочкой разговаривают, в основном называя предметы вокруг себя. Когда у мира поехала крыша, нужно не бояться, а скорее открывать его заново. Так же и с привязанностью: казённое слово, но всяко лучше, чем какая-нибудь "любовь" или "дружба", да и привязанность - слишком уже определённо. То и хорошо у милых деток в "Рыбке Поньо", что у них это пока ещё никак не называется, и дай Бог, не назовётся. А боги, несомненно, будут милостивы, им конец света тоже ни к чему.
Кстати, о богах: можно сказать, что Миядзаки впервые даёт осечку, у него, в чьих фильмах силы природы в лучшем случае персонифицировались в нечто под названием Тоторо, вдруг появляется, хотя и добрая, но эпических масштабов богиня моря с неизбежным пафосом в каждом движении. Но это ничего - где-то в середине пятилетняя девочка-рыба, ещё носящая имя Брунгильда (! ), будет скакать по живым волнам под "Полёт валькирий" с фирменной миядзаковской улыбкой на всю физиономию. С такой сценой в рукаве можно пригласить в мультфильм хоть весь скандинавский пантеон.
|