Первый "Миядзаки" - это, конечно, "Навсикайя из Долины Ветров", и, хотя до неё и были "Люпен" и "большие и малые панды", про них уже никто не вспоминает. Про Навсикайю обычно говорят, что в ней хорошо заметны недоделанная драматургия, "забытые" сюжетные линии, экологическая тема выглядит банальным лозунгом. В конце концов, главная героиня без трусов бегает. И если начинать смотреть Миядзаки по порядку, с Навсикайи, то именно это в глаза и полезет. То есть не только трусы, а и провалы в действии, забытые мотивировки, теряющиеся по ходу дела персонажи. С другой стороны - а где у него иначе? После двух-трёх его фильмов всё это станет даже не мелкими шероховатостями в бесконечно красивых лентах, а просто приметами стиля, необходимыми и функциональными приспособлениями, с помощью которых мастер не то чтобы превращает самого зрителя в 10-летнюю девочку - нет, он просто стирает границу между взрослостью и "десятилетием". Миядзаки не рассказывает историю, это скорее можно сравнить с очисткой луковицы или с проявкой фотоплёнки наоборот: шелуха просто исчезает, ненужное забывается где-то в закоулках сюжета, и остаётся счастливое ощущение солнечной щекотки в носу. Когда если и заплачешь, то только чтоб не лопнуть от счастья. Навсикайя, наверно, тем и примечательна, что превращение всего вокруг в счастье дано, так сказать, в явном виде - когда огромные мокрицы, несущих смерть и разрушение, вдруг становятся милыми и ужасно трогательными существами, ничем не хуже Тоторо. А страх и отвращение, которые испытывал к ним прежде, кажутся каким-то нелепым недоразумением. Ради этого, думаю, можно с охотой забыть и про две-три воюющие державы, и про воинственную полумеханическую принцессу, и про многое другое. Так что единственной серьёзной претензией к классику оказывается, натурально, отсутствие на главной героине трусов. И ничего более.
|