Первые десять минут привыкаешь к отсутствию за кадром тонических перепадов японских голосов. И к мысли, что это преимущественно РУССКИЙ мульт. Оставшееся время пытаешься быть непредвзятым, объективным, патриотичным (не в плане сюжетного смысла - чисто в эстетическом). Последние десять минут начинаешь получать удовольствие - оба-на, финальные титры! Возможно, дело в том, что слишком долго ждала. Возможно, дело в том, что слишком много рекламировали, обсуждали, обсасывали (ну, как нашу несостоявшуюся поездку на ЧМ по футболу). Мне показалось, что сюжет какой-то мутный, нечеткий. Как будто попытались пересказать "Войну и мир" в двух словах на переменке. Непонятная амнезия главной героини служит, кажется, только для того, чтобы рассказать предысторию не линейно, а ретроспективно. Получается эффект пересказа в пересказе: на само-то действие отводится маловато времени, а уж предысторию и вовсе излагают скороговоркой. А ведь она достаточно интересная. Совершенно темная история с гибелью родителей Нади, которая так и остается повисшим "хвостом": зачем нужна была эта никуда не ведущая загадка? Ну, погибли бы они во время бомбежки - и все. Достаточно экзотично смотрится простая русская девочка Надя с катаной за спиной, бегущая по улицам Москвы. (И никто из прохожих, главное, даже головы не повернул). Само появление катаны понятно: Японский колорит плюс некая параллель: немецкий фон Вольф с мечом и русская Надя с мечом, меч против меча, красота, романтика боя. Но хоть капля здравого смысла же быть должна! Не надорвались бы художники, если бы нарисовали пару удивленных прохожих на заднем плане. Про одежду я не говорю. Бог с ней, с шапкой! Но бегать по русскому заснеженному полю с голыми коленками... Она что, морж? Кажется, что этому русско-японскому гибриду не хватило додуманности. Это же касается характеров. Персонажи непроработанные: совершенно непонятный монах, множество эпизодических героев (врачи, солдаты), которым можно было бы добавить какую-нибудь одну яркую деталь, намек на биографию, чтобы они "зазвучали" и из манекенов, статистов превратились бы в полноценных эпизодических персонажей. И такой пример в мульте (не пишу "аниме" намеренно! ) есть: меня, например, очень позабавил хозяин тира, хотя на экране он находился от силы минуты три. Неплохо получился сам первый отряд, за исключением, пожалуй, рыжей девушки. Марат, Валя и Леня получились очень анимешными - в лучшем смысле этого слова. Мне повезло: я смотрела режиссерскую версию с псевдодокументальными вставками, где актеры изображали разных экспертов и ветеранов. Очень неоднозначный ход. Во-первых, нигде не указано, что это актеры. Если не знаешь человека в лицо, может создаться впечатление, что это реальные эксперты. А это уже не художественный прием, а откровенный обман. Но, с другой стороны, интересна идея вписать фэнтезийный мульт в реальное историческое пространство и подчеркнуть возможность двоякого толкования сюжета: произошло ли все на самом деле или это все лишь плод воображения контуженной и напичканной седативными препаратами Нади? Такой реверанс в сторону истории примечателен и позволяет заранее обеспечить лазейку для критиков, лазейку, которой не было, допустим, у Тарантино в "Бесславных ублюдках" (за что этот последний и схлопотал не единыжды). Но само повествование эти многочисленные вставки сильно отяжеляют. В целом сюжет достаточно прост и не ставит перед зрителем никаких нравственных вопросов. Все предельно ясно: тут плохие, тут хорошие, Наде на стороне хороших нужно спасти мир. Но все-таки в лучших и даже просто хороших аниме я привыкла находить хотя бы намек на сомнение в подобной однозначности. Наверное, в мульте про ВОВ такая Однозначная-Преоднозначная Однозначность оправдана. Но все равно становится немножечко грустно и чего-то не хватает. Что же понравилось на 99%? Прорисовка: обалденные пейзажи: ели, неотличимые от настоящих, солнечные лучи, прорывающиеся сквозь зимнее пасмурное небо, листва, озаренная солнцем, заснеженные бескрайние поля. Сражения, опять-таки в лучших традициях аниме. Почему-то - кадр смерти белой лошади. Финальная битва (хотя она показалась слишком куцей). И сам факт появления русского аниме. Первая ласточка, немножко хромая и потрепанная, но предвещающая весну.
|