Первая новелла мне не очень понравилась - имхо, скучноватый триллер, и не более. "Вонячая бомба" получилась очень веселой и острой. Превосходная антивоенная сатира. Взаимоотношения японцев и американского генерала - это вообще нечто замечательное. Страх, раболепие, подобострастие так и сквозит. Эффектная пощечина японской верхушке, точно в яблочко. Ну а "Пушечное мясо" - это просто шедевр. Увидеть там намеки на СССР можно только в том случае, если очень сильно захотеть их увидеть (ну так некоторые одаренные критики это и с гиллиамовской "Бразилией", сатирой на тетчеровскую Британию, умудряются сделать). А это - такая же сатира, более обобщенная, этакий собирательный образ развитого капитализма, стилистически отталкивающийся от Западной Европы промежутка 1914 - 1945 гг. Тут и намеки на фашизм, и указание на неотъемлемое в буржуазном обществе социальное расслоение (кадр, когда бомжи сидят рядом с пушкой - это нечто потрясающее), и - проблеск надежды - идущая на фабрике профсоюзная агитация, и культ успеха (финал). В общем, блестящая метафора современного империализма. Вообще, Отомо Кацухиро - явный левак, это видно и по "Акире", и по "Метрополису".
|