ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ! Нелегко снимать фильмы, если ты сын знаменитого режиссёра, мастера Миядзаки и руководищь работой прославленной студии "Гибли". Много ждут зрители, ведь практически каждая работа Миядзаки - настоящий шедевр. Так что же получилось у сына, Горо Миядзаки?
Для первой пробы очень хорошо, а по меркам студии - средненький фильм, до других произведений студии ему далеко. Перед нами лоскутное одеяло.
Прорисовка героев скупа и проста, почти примитивна. Почему все носят балахоны, туники и плащи? Стиль такой? Может быть. А может быть, потому что так рисовать намного легче. Плащи - это вообще находка: рук не видно, минимум линий, минимум цветов. Или ещё маски для солдат, не нужно с лицом возиться.
Ну и персонажей пустили в ход из старых запасов: Терру - Навсикая и Сэн, Тенар - жена шахтёра из Лапуты, Аррен - Хаку из "Унесённых призраками". Капитан стражи по имени Заяц - что-то среднее между адъютантом королевы Тольмекии и хитрым бонзой из "Мононоке". Хоть драконов бы нарисовали повнушительней, что ли, а то получились какие-то летучие скелеты с бенгальскими огнями.
Те, кто читал весь цикл "Земноморья" (все пять книг) знают, что к чему, а вот для остальных многое осталось за кадром. "Сказания Земноморья" хороши как иллюстрация к книгам, а сам по себе сюжет неровный, неубедительный и, откровенно говоря, глупый. Ястреб и Аррен мечутся между городом, фермой и замком, все за всеми бегают. Мудрые речи в устах героев полны смысла и пафоса, да вот беда - все эти рассуждения на пустом месте. Не заслужены они. В книгах показано, как развиваются герои и откуда у них появляются их убеждения. А здесь просто объявят, например, что Ястреб - Верховный Маг. Поэтому, значит, ему можно веские слова говорить. А как до дела дошло, так повязали Верховного Мага хамы-наёмники верёвками, будто щенка, да ещё и по шее дали. Ни титул не помог, ни речи.
Отступления от оригинала выглядят дико. К чему бы, к примеру, Аррен совершил бессмысленное отцеубийство в начале фильма? Объяснение даётся слабое - Аррен, мол, "настолько боялся смерти, что тьма заполнила его сердце". А папаша-то причём? Это, видимо, Горо Миядзаки таким образом заявляет протест против Миядзаки-старшего.
Или вот ещё - главный злодей заявляет: а "наутро мы предадим пленников мучительной смерти". Как вы думаете, что он задумал? Всё очень просто - спихнуть со стены в пропасть. Убогая же у него фантазия! Так бы и сказал: "выкинем, мол, в море с башни, как мешок с мусором", зачем столько пафоса?
От песни Терру никакого проку, 5 минут потерянного времени. Ни музыка, ни слова, ни графика внимания не заслуживают. Стоит бедная на месте и мямлит нескладные слова сиплым голосом, а некоторые кадры между тем идут по кругу.
Некоторые моменты сняли то ли в качестве отсылки к другим фильмам Гибли, то ли чтобы показать "а мы ещё так можем": например, фокусы Паука с растеканием, некоторые кровавые моменты, полёт на драконе.
Для чего главному злодею под конец нужно было принимать разные формы? Небось, думали, как бы изобразить попротивнее, и все варианты нравились. Вот и решили все показать.
Пожалуй, единственный колоритный и живой персонаж - это глава стражи Заяц. Да, он негодяй, но зато настоящий, а не картонный, вроде остальных героев.
Создательница мира Земноморья Урсула ле Гуин из вежливости сказала что-то вроде "фильм - это режиссёрская интерпретация по мотивам книг". Хороша интерпретация: нащипали персонажей из всех пяти книг цикла, выдернули цитаты повнушительней из контекста, перемешали - ладно, сойдёт!
Зато художники, работавшие над фоном, постарались на славу, как и подобает легендарной студии "Гибли". Море, небо, города и замки на высоте, тщательно прорисованы детали, тени, отражения. Чувствуется, что из мира уходят краски и наступают вечные сумерки, а в конце фильма - что угасание остановилось, и мир возрождается. Но этих картин мало, они статичны, а камера очень неспешно обозревает масштабный вид. Невольно приходит на ум игра-квест, где на фоне нескольких роскошных декораций перемещаются простенькие фигурки персонажей.
Озвучка неплохая - и японская, и английская. Паук в английском варианте даже лучше.
"Фирма веников не вяжет", а тут получилась форменная метёлка. Миры, созданные Миядзаки, всегда были как живые. А "Сказания Земноморья" - красивый заброшенный музей, где живут бездушные и пресные куклы. Если режиссёр хотел таким образом показать, как угасает мир, то ему это удалось.
Короче: смотреть стоит, если хотите скоротать пару часов за созерцанием спокойных, как озеро в безветренную ночь, ландшафтов и не против послушать пафосные речи. А вот книги обязательно почитайте, особенно первую и третью, остальные намного слабее.
|