В финальных титрах - благодарность известным цирковым шоу. Начали бы так, не пришлось бы читать, что "Паприка" - это кривые зеркала (xirurg), бред (Гость №50), никакой логики (alphyna), мозаика обрывков (Mandrivna Mavpa). Цирк - серьезное заведение, дающее пищу для ума, заставляющее замирать сердце и тещащее глаз. Верю, "Паприка" предвещает возрождение научной фантастики в ХХI веке.
Кто может показать, как лечить психику? Разобраться с неврозом, без чудес паранормальных и убогого фрейдизма, оставаясь в русле твердой НФ - сложно. (У Желязны "мастер снов" телепат, Шекли высмеивал саму идею).
Предистория примерно такова. Традиционные методы предполагают анализ слов и поступков, а мысль изреченная есть ложь и т.д. В мире "Паприки", благодаря разработкам д-ра Ацуко Чибе и д-ра Токиты, можно воспроизвести субъективные воспоминания через компьютер. С "цифрой", в качестве данных для обработки, в психиатрии совершается качественный переход, налаживается связь с глубинами сознания пациента. Запускается психотерапевтическая виртуальная машина - тот "радиоклуб с барменами", который, в конце концов, излечивает капитана Конакаву. По характеру задач для нее необходим искусственный интеллект и очень, очень дружественный интерфейс.
Так появляется Паприка, женщина мечты, у которой много работы. То, что симпатичная женщина поступками, голосом, просто своим присутствием действует на мужскую психику сильнее аспирина, очевидно, но постель и кошмар, Samira, делит с пациентом отнюдь не сама Ацуко. Они существуют раздельно, экспертная самообучающаяся программа и ее создатель. И вопрос, кто кому аватара. Следующий шаг - ДС-мини, создающий беспроводную связь с терапевтическим аппаратом. Прибор, позволяющий "поделиться сном". Или сломать разум. С него и начинается фильм.
Под удар попали все, кто подключался к проекту, получил новые синапсы и раскрыл код своего сознания. Радетель гуманизма и хранитель снов погружает своих работников в искусственный психоз, толкает их к прыжкам из окон. Цель: уничтожив первооткрывателей, плюс-минус несколько человек, вызвать паническую реакцию и закрыть исследования навсегда. Они ему не нравятся. Потому, что скверно проникать в запретные области, в священный сон, "последний храм" человека, а науку и технологию надо держать под контролем.
"Тебе-то откуда знать? Ты просто слабак, управляемый завистью" - лучшая фраза фильма и идеальный ответ тем, кто почитая себя охранителем человечности, давит людей.
Избавьте меня от "ухода в мир иллюзий". Ну, представил себя один гигантским роботом, другой королем Океании, и что? Первый по жизни в лифт не вмещается, второй - член совета директоров, оба успешны и социализированы. Разве человек, решивший поперчить свой суп, стремится жить ложью и иллюзиями, желает разрушить границу сон/явь? (Жар красного перца (паприки) - галлюцинация, вызванная действием капсаицина на температурные рецепторы). Даже шествие оживших игрушек не такая уж шиза - это сон кукольника, квартира Химуры наяву завалена куклами с игрушками.
Все тоньше, всплывает более важная для Сатоси Кона тема самоконтроля и подчинения. Увидел бардак - надо разгребать. Полицейский Конакава и Ацуко внушению сознательно не поддаются, коротышке Симе и толстяку Токите нужна помощь Паприки.
Ибо трансляция записи чужих снов, естественно, дает доступ к угнетенному сознанию как злодеям, так и Паприке. И председатель получает свой Сталинград, а каждый участник порцию терапии. Стимулирующей к лучшей жизни.
FourthThrone не увидел психологизма. Объяснение в любви через оскорбления (сцена у монтажного стола), прыжок через забор (в парке) и прочие деталечки - не психологизм? Одной линии Осаная, который от смеси безнадежной страсти и зависти к начальнице, становится любовником председателя, чтобы убрать конкурентов и остаться единственным мужчиной рядом с ней, - хватило бы на 5 OVA GreenBanny (тентакль в глотку - женская суть Паприки провоцировала председателя на агрессию? Ранняя отсылка к корням - намек на риторику "зеленых"?).
О воплощении. Заставку полнометражников обычно тянет промотать, и побыстрее. Эту смотрел снова и снова. Любой сериал гордился бы настолько красивым и интригующим опенингом. Он достоин существовать само по себе, как музыкальный клип.
Графика избыточно щедра в деталях, картинка сочная и теплая. Киноприключения полицейского выглядят приветом от "Актрисы тысячелетия", дразнят афишей неснятого фильма "Спящие дети".
"Интернет и сны похожи. Они отдушины для усталого разума". Сожалею, но это не про "Паприку". Чересчур велика визуальная насыщенность и смысловая нагрузка. В "Актрисе" можно было представить канву событий, насладиться красивым кадром. Здесь переключение внимания ведет к утрате ориентации, слишком много специй, простите, эффектов. Наличие только одной передышки, "операторской" интерлюдии, плюс серия ложных пробуждений мешают расслабиться во время просмотра.
За искусственное напряжение, за ощутимую холодность не поставлю к абсолютным шедеврам. Только 9/10.
|