Несмотря на кристальную ясность и простоту сюжета, рассказать о том, что происходит в "Haibane Renmei" не представляется возможным. Место действия - Город, обнесённый магической Стеной, в Городе живут простые люди и серокрылые, ни те, ни другие не имеют права пересекать стену. Серокрылые - небольшая группа разновозрастных людей, которые отличаются от прочего населения Города парой декоративных крыльев пепельного цвета на спине и нимбом над головой; время от времени они навсегда покидают общину, якобы отправляясь в мир по ту сторону Стены. Главный герой - девочка Ракка, появляется в городе, находит друзей, теряет друзей, снова находит друзей... Собственно, всё. "Haibane Renmei" - это вещь в себе, полностью независимая от зрителя, тем и они и хороши. С одной стороны, как так - создать мир и не прописать его во всех подробностях, оставив как бы в эскизном варианте, с другой - именно такая недосказанность легко позволяет проблему, страшно сказать, существования изложить в чистом, дистиллированном виде. Ведь ничего не объясняется: крылья - что, зачем, почему; какие-нибудь трансцендентные вещи, вроде Стены или так называемого вылета из гнезда возникают всё время, но как само собой разумеющееся, и довольно странно, что ты сам ещё не понял, что к чему в этом мире. Приём оказывается вполне действенным - когда к последним сериям в размышлениях героев всё чаще начинает проскакивать словечко "Бог", смотрящему уже не будет никакого дела до того, что за Бог и зачем он так жестоко обходится с Серокрылыми. Потому как станет понятно, во-первых, что вопрос о трансцендентных основах мира общего решения не имеет, Стену хоть и видят сразу все, но то, что при этом чувствуешь, у каждого всё-таки своё. А во-вторых, чем именно для тебя окажутся Стена, Сон, вылет из гнезда и прочее, лишь следствие твоего существования. Обитатели мира не слишком заморачиваются собственной мифологией - в конце концов, одна из серокрылых использует одну и ту же форму и для отливки сияющего нимба для новорождённой, и для выпечки бубликов. И зрителю не нужно отвлекаться на сказочно-мифологические украшения, даже искать какие-то фундаментальные религиозные смыслы не стоит, "грех" - такая же абстракция как "Стена". Хотя, наверно, и рискованно предлагать сумму тринадцати серий в одной фразе, но всё же повторюсь - герои не выясняют "что такое хорошо и что такое плохо", не занимаются даже поиском смысла жизни, а решают намного более фундаментальный вопрос: "я существую, следовательно... а что - "следовательно"? Спрашивать можно только у самого себя, и тогда почувствуешь, как маленькие частные горести и радости постепенно получают общую основу, и что вылет из гнезда будет не по чьему-либо призыву, а по твоей собственной необходимости. В качестве чайной ложки дёгтя можно заметить, что в экспозиции сериал несколько пробуксовывает, описывая житьё-бытьё крылатых барышень и чуть-чуть перегибает с сентиментальностью; а большим плюсом можно назвать одновременную сдержанность и пластичность в эмоциях - действительно, ощущению заброшенности в мир и заброшенности в мире не пошли бы на пользу театральные потоки слёз и вопли "ня! ". Можно много говорить про то, что сериал снят вне "возрастных категорий", или про то, как красиво весь смысл происходящего в финале вдруг воплощается и получает разрешение в одном единственном персонаже - плохой хорошей серокрылой, которая много курит. Но лучше последовать примеру создателей сериала в их немногословности и просто оценить его максимально высоко: посмотрев Серокрылых, вряд ли можно обрести крылья, но нимб над головой, хотя бы ненадолго, вполне возможен.
|