Как мне кажется, EoE уступает сериальной концовке - внешние эффекты отвлекают от основного содержания. Хотя, собстсвенно, EoE так и было задумано - показать концовку "в реальном мире", а не только в психике Синдзи. Что до толкования "экшн"-эпизодов ЕоЕ, то есть прекрасные комментарии на сайте Русского Евангелиона. Мне же хотелось бы заострить внимание на психологическом состоянии Синдзи. В этом плане ЕоЕ в некотором плане дополняет и исправляет сериальную концовку. В ЕоЕ Синдзи еще более жалок и его "выход" из депрессии не столь "прост" как в оригинальной концовке. Щокирующая сцена у кровати Аски, мне кажется, демонстрирует бесполезность и даже опасность любой попытки "суррогатной (механической) любви" (не в состоянии войти в душевный "контакт" с Аской, Синдзи подменяет его половым влечением в вульгарной форме). Внешнее давление (в отличии от Аски) лишь забирает у Синдзи силы (адекватно глубокой депрессии), а не стимулирует к действию. Единственный выход для него - избавиться от "призрака" материнской опеки (единственного пространства для бегства от жестокой реальности) и почувствовать уважительное отношение к нему просто как к "самодостаточному" человеку, а не как к подопечному или сыну. Именно этим, мне кажется, вызван "взрослый поцелуй" Мисато, который, на время, "подтолкнул" Синдзи. После окончательной потери надежды (смерти Аски), единственное, что может помочь Синдзи, это Сострадание. И Сострадание приходит в лице Аянами. Раскрыться же Синдзи заставляет Любовь (Каору, кажется, единственный, который сказал Синдзи, что Любит его - любит ПРОСТО ТАК, а не за что-то). Аналогично для других персонажей - каждый "открывается" образу любимого человека. Итак, Синдзи имеет неограниченный возможности, но для чего ему целый мир, который не скем разделить (сцена в песочнице)? С кем он желает разделить мир? Синдзи вспоминает свою неудачную попытку - ту самую, когда он просит помощи (сочувствия, уважения, любви) у Аски, а та "размазывает" его по полу, вызывая ответную реакцию (попытка удушения). Любовь сменяется ненавистью, он хочет приблизить к Аске (Аска тут как абстрактный символ просто ИНОГО чеоловека), но не может (сталкиваются два эгоизма). Единственный выход в устранении эго - уход в материнскую утробу - уничтожение всего мира (всех границ) и слияние душ. Синдзи сливается с "мамой" Аянами - но и это не выход. Следует разорвать "пуповину". И вот тут, мне кажется, ЕоЕ предлагает две концовки. Один (до one more final) заканчивается символичным "перерезанием пуповины" на словах "Прощай, мама" - тут Синдзи меняется. Второй (его можно рассматривать и как продолжение эпизода) - Синдзи не меняется и пытается "додушить" Аску, однако ментяется сама Аска. Вместо ответной агрессии (что было бы характерно для "старой" Аски), Аска гладит Синдзи по щеке (как его мама в предыдущем эпизоде). Таким образом, тут меняется Аска (либо Синдзи "создает" ее такой - ведь не зря она напоминает тут Аянами), а синдзи находит себе новую "маму-подругу". Как по мне, то лучше было бы закончить ЕоЕ до one more final. Поскольку последний эпизод неоднозначен - показана ли здесь судьба человечества во всей его безнодежности (Аска:"I feel terrible") и единственной надеждой на Любовь (Аска) и милосердие (Синдзи), либо показан просто психологический проигрыш Синдзи, когда попрощавшись со своей матерью он тут же находит ей замену в лице Аски?
Wandering Monkey
|