Нетривиальная тягомотина со смыслом Есть аниме, которые всем своим видом говорят: мы не для всех. Хотите фансервиса, крови, вампиров – идите в другую сторону. Вот и «Гильгамеш», снятое в 2003 г., одна из таких картин. Стильная мрачная рисовка, интересный мир, отсутствие шуток ниже пояса, обещание интересного сюжета – вот чем завлек меня «Гильгамеш». Но ожидания себя не оправдали. Ибо все выше перечисленное – не более чем обертка, в которую вместо конфетки завернули жвачку. Начнем с того, что аниме неоправданно затянуто. Достаточно посмотреть первые четыре-пять серий начала и где-то семь финальных серий. Поступите так – ровным счетом ничего не потеряете. Ибо из серии в серию повторяется одно и то же. Неужели «Гильгамеша» снимали специально для людей, страдающих рассеянным склерозом? Только этим можно объяснить постоянные пережевывания имени Гильгамеш во всех его значениях, определения динамиса и двойного икса (те, кто посмотрел хотя бы первую серию или читал комментарии выше, поймет, о чем я). Следующее, на что хотелось бы обратить внимание, - построение серий. Практически каждый раз действо начинается диалогами, а заканчивается мордобоем. Здесь что-то есть от Сейлор Мун. Вместо лунной призмы фигурирует динамис, от которого зависит силовая мощь героев, По сути бои –игровая площадка между двумя сторонами. Файерболами покидались и разошлись. Мол, надоело нам, до следующей серии. И больше ничего. Не может похвастаться «Гильгамеш» и яркими героями, за исключением Киеко и черной вдовы. Интересная деталь – эти две женщины единственные, кто не был чьими-то клонами. Они – личности, и каждая из них хочет жить по своим правилам. Однако не стоит воспринимать Киеко как символ света и борца за справедливость. Она – единственный нормальный человек во всех смыслах этого слова, который хочет жить своей жизнью и предоставляет такое же право другим. Не случайно Киеко оставляет Тацуи на попечение графини. Она не уговаривает своего младшего брата идти вместе с ней, а отпускает, когда это становится ему необходимо. В этом ее сила. Сила черной вдовы, напротив, в удержании, в желании навязать своим приемышам свои правила. Ее психологическая драма – стандартнейшее седзе: любовь к молодому ученому, который был женат и имел дочь. Вот всей этой несчастной любовью со школьных лет, видимо, и обусловлено неоднозначное поведение г-жи Вайленберг (или как-ее-там). То она играет в мать, но при этом отстраненно наблюдает за сражениями, вполне могущими привести к смертельному исходу (настоящая мать не смогла бы так спокойно на это смотреть), то она ненавидит Энкиду, который испортил ей жизнь, то вдруг выясняется, что именно она из-за дурных помыслов стала невольной жертвой катаклизма (именно ее сердце вобрала себя тиар)… Женская логика, не иначе. Она не трагическая фигура, она – антипод, насквозь фальшивый, но не осознающий своей фальши. Остальные герои – безвольные марионетки. Одни продались за корм и видимость семьи, другие стали сражаться во имя Великой Идеи. И мне их не жалко. Манекены есть манекены, они жалки и скучны. Но, к сожалению, больше половины сериала посвящено отношениям между вот такими персонажами (совершенно бесцветным) и размышлениям на одни и те же темы (см. выше). Наконец, смысл. По-моему, он заключается в том, чтобы показать жестокость мира, тщетность бытия, бессмысленность войн и обреченность мира. Однако все достойные начинания потонули в затянутом сюжете, безликих героях и слабых диалогах. Единственное, что хоть как-то удалось – это финал. Те, кому надоело торжество слащавости и справедливости, возрадуйтесь! Здесь все иначе. Только стоит ли ради этого смотреть 26 серий тягомотины? Да, она получилась со смыслом. Но все-таки тягомотина. 5 из 10 только за Киеко и оптимистичную концовку.
|