Задумались ли вы в своей работе, Кому предназначается ваш труд? Одни со скуки на спектакль идут, Другие, пообедав до отвала, А третьи, ощущая сильный зуд Блеснуть сужденьем, взятым из журнала. (c) "Фауст" Гёте.
Мне конечно нравится Евангелион. Но люди которые усматривают в нем какой-то там глубинный смысл, явно относятся к той самой категории желающих "блеснуть сужденьем взятым из журнала" (Евагикса или где вы там СПГС заражались). Тут и не глубинный то недоделан и несет следы переписывания сценария на ходу.
Придираться в общем-то, можно начиная с самой завязки. Люди предвидели вторжение Ангелов и для борьбы с ними создали боевых роботов Евангелионов. А пилотировать Евангелион стоящий на страже Токио-3 поручили несравненной Рей Аянами. И вроде бы здесь начинается мега-популярный сериал о похождениях всеми обожаемого синеволосого ангелочка, а ОЯШ Синдзи идет к черту. Но увы, Рей попала в больницу и ей потребовался дублер. Что здесь будут делать нормальные люди? Немедленно притащат дублера. А то может завтра война, а нам в Еву сажать некого. Но нет, Токио-3 будет тянуть время буквально до самого начала ангельского вторжения. Не иначе как чтобы Синдзи где-то по пути в Нерв был "случайно" раздавлен Ангелом, подорвался на сброшенной на него N2-бомбе или хоть свалил в убежище и не высовывался.
Правила подбора пилотов явно переписывали на ходу. Сначала институт Мардук натужно ищет новых пилотов, но все никак найти не может. Потом оказывается что всех пилотов давно нашли и согнали в школу Синдзи... А Мардук то зачем тогда держат, просто чтобы разворовывать выделенные на поиск пилотов денежки? Правильно в Ребилде подобную дурь убрали. Или вот в восьмой серии нам прямо говорят что Синдзи отправили на авианосец чтобы он там дублером Аски работал. И они с Аской успешно пилотируют дуэтом. Но потом в четырнадцатой серии герои вдруг устраивают тест "а давайте Евами махнемся", в котором Мисато бормочет под нос "02 никого кроме Аски не примет". Сценарист, если у тебя 02 никого кроме Аски не примет, почему Синдзи вторым пилотом 02 назначали? Собственно, в манге от этого опять же открестились - Синдзи никуда не отправляли, Аска справилась сама.
Развязка - в сериале она была хороша. Главному герою предложили свалить в рай, вылили на него три ведра философии о иллюзорности бытия, а герой взял и со всем согласился. Хотя и не думаю что у него был особый выбор. Будет артачиться - просто будут полоскать уши до победного конца. Что бы там не говорили про оригинальные 25-26 серии, редко где встретишь подобный ход. Обычно, если герою и предлагают рай (Комплементация, Матрица, банальный Израиль где мацой посыпано), он должен сразу же от него отказаться промычав что-то невнятное. Да и аргументация за "Кинь ты Русь, живи в раю! " по возможности должна быть такой, чтобы ее изъяны были очевидны даже пятилетнему ребенку. Увы, потом вышел End of Evangelion и именно в этот шаблон и скатился. Рей: Ну, смотри, это у нас мир фантазии, он только подмена реальной жизни. Ты чего тут застрял? Давай, досвидания. Синдзи: Эм... Мы же не можем сказать где настоящие ощущения, а где сигналы из Матрицы? Так что то что я ощущаю - и есть моя реальность. А "фантазию" эту я ощущаю отлично. И вообще, ты разве не должна меня в этой сцене искушать остаться? Рей: Все верно. Но когда мы толкнули подобную речугу в оригинальном сериале, нам сказали что это непедагогично. Типа, учим что нормально бежать из Токио-3 в котором жить плохо, в комплементацию в которой жить хорошо. А надо учить что за Родину надо держаться несмотря на все невзгоды. Синдзи: Окей, окей. (Монотонно) Мне кажется что это неправильно. Вертай всех обратно.
Персонажи - ни в коем случае не придираюсь к тому как они поданы в так сказать основной истории. Но подача их прошлого и прочего психоанализа выглядит так, как будто нам накидали обрывки черновиков. Причем, за три минуты до дедлайна, когда уже не осталось времени прикинуть как эти черновики согласуются с основным сюжетом. Конфликт Синдзи с отцом - эм, так из-за чего собственно, весь сыр-бор то? Все эти "я думал я тебе не нужен! " предполагают что Гендо бросил сына. Однако, в пятнадцатой серии Синдзи говорит что это он три года назад убежал и больше не возвращался. Апогея идиотизма это достигает в двадцатой серии - сначала Синдзи переводит стрелки на Рей, дескать это из-за нее Гендо сына бросил. При том что когда Синдзи с папой разбежались, никакой Рей рядом с Гендо не было. Иначе, Синдзи был бы давно знаком с ней, а он о таком знакомстве никогда и не заикался. А потом он вообще выдает "Я знал, что такое Ева... и убежал от отца с матерью.". О, теперь у нас всему виной то что когда Синдзи было три годика, мама слилась с мафынкой и стала стласным монстлом. И сбежал он надо понимать тогда же, в три годика. Какой не по годам развитый ребенок, однако. Непонятно только зачем надо было и от отца сбегать. Папа то ни с какими мафынками не сливался вроде.
Происхождение Рей - каша еще большая. Весь сериал у нас были максимум туманные намеки что есть за Рей какая-то тайна. И вдруг сценариста прорвало - бац! и Рей дубасит сильнейшим AT-полем. Бац! и она оказывается, на Юй похожа, хотя Юй никакими AT-полями никого не била. Бац! Рей теперь вообще бессмертная, в случае чего в запасном теле возродится. А в End of Evangelion еще и влетает в Лилит под приветственное "добро пожаловать домой". Причем, почему раньше она никаких таких суперсил не использовала объяснить как-то забыли. А уж чего из этого зрители навыводили... Ну вот представьте, богиня Баст (Лилит) последовательно возрождается в трех похожих котятах (запасных телах). Тут сумасшедшая старуха Наоко орет "а шерсточка то у кошек, как перышки канарейки Юй которую месяц назад кот сожрал! ". А внучки Наоко тут же подхватывают "наверно, все эти три кошки - клоны канарейки! ". Как кошка (ангел) может быть клоном канарейки (человека) и причем тут Баст? Почему канарейку сожрали месяц назад, а котятам уже полгода (Юй умерла десять лет назад, а Рей четырнадцать)? Внучков Наоко такие мелочи не беспокоят. Вот, примерно так и выглядят дискуссии на тему "кто такая Рей?".
Аска - логика вышла погулять уже тогда, когда человека с высшим образованием усадили назад, за школьную парту. Можно было бы конечно пострадать СПГС и усмотреть в злоключениях Аски демонстрацию оголтелой социальной стигматизации. Типа, и мозги есть, и выросла в нужных местах, но даже главный бабник сериала девочкой побрезгует потому что онажребенок (зато живущая в свинарнике алкоголичка это тема). Боюсь только ввиду откровенно комедийной роли Аски в начале сериала, сценаристы никакого СПГС не задумывали. С прошлым аналогично. Чем там Аска семь серий занималась, пока в Токио-3 война шла? Нет ответа. Она полсериала за Кадзи бегала, так с чего она все же в него втрескалась то? Нет ответа. Зато в последних сериях нам раскрыли что из-за самоубийства мамы, Аска решила цитирую "Не нужны мне ни папа, ни мама. Буду жить сама по себе! ". При том что до этого она даже завтрак в школу делать не хотела, все на Синдзи спихивала. Самостоятельная аж жуть.
Резюмируя - да, классика. Да, цепляет. Тем не менее, копать сюжет слишком глубоко смыслу никакого.
|