"Что это за сказка такая? Где в ней драконы или злые колдуньи?"
"Принцесса Арите" всё время напоминала мне старую советскую экранизацию какого-нибудь, например, Пушкина, очень уж оно неяпонское. Во-первых, всё же тема — средневековая сказка, во-вторых, глаза не слишком и большие, в-третьих, в аниме обычно странно с фонами. Их либо рисуют левой пяткой и особо не заморачиваются, либо наоборот, уделяют маниакальное внимание. Тут же — что-то среднее. Ах да, советского колориту придаёт ещё песня на русском, как я могла забыть! (Музыка там вообще очень неплоха, собственно.)
Итак, жила-была на свете принцесса Арите (или Арете, меня не оставляет подозрение, что греческое αρητη — "добродетель" — тут сильно при чём). Чтобы эту самую добродетель этой самой принцессы сохранить, отец берёг её в высокой башне. Принцессе было очень скучно в башне, она всё время порывалась сбежать и просто жить, но её, конечно, ловили... предлагали прекрасных принцев, но зачем они ей? Тоже — вид заточения. А она хотела быть самой собой.
А потом её взял в жёны злой волшебник в подобающем антураже (полуразвалившийся замок, кругом жабы да крысы, мрачность и коварные планы). Разве что рисунок рядом с замком на скале какой-то странный был, как будто детский...
С одной стороны, переложение стандартных сказочных мотивов уже сидит у всех в печёнках. С другой, "Арите" не превращается в комедию или пародию, наоборот, это очень серьёзный фильм о поиске себя. И о том, что всё на самом деле вовсе не такое, как кажется, — всё гораздо проще, а значит, и жить с этим гораздо проще. И единственная в фильме колдунья (злая? А кто её разберёт! ), потерявшая свой волшебный кристалл, сбрасывает маскировку и уходит жить обычным человеком. И волшебное колечко, исполняющее желания, единственный раз действительно приносит пользу, когда уже израсходовано и обратилось в железо.
Я не могу назвать сюжет очень оригинальным, но там есть несколько неожиданных моментов и ещё — атмосфера неочевидного, но удручающего упадка. О некой катастрофе в прошлом говорится совсем мимоходом, но — все эти молчаливые короли, высохшая земля, тысячу лет летающий сам по себе самолёт и, конечно, сам волшебник... отлично передают ощущение того, что что-то хорошее было, а теперь — потеряно. Потеряно не насовсем, но чтобы его вернуть, нужно уметь смотреть на вещи просто. К чему в итоге и приходит Арите.
Именно этим ощущением уже давно прошедшей, но слишком небесследной катастрофы и хорош мир действия. Они говорят — "волшебники давно вымерли", но на самом деле зрителю очевидно, что они и не были волшебниками, ведь все эти странные летательные аппараты — продукт скорее науки, чем магии. Выходит, разум человечества довольно сильно деградировал с тех пор, как. Собственно, в итоге все более-менее достигают душевного баланса и ответа на вопросы, но... Арите смотрит на самолёт, восхищается его красотой, но вовсе не пытается понять. А кто поймёт? Волшебник? Сильная духом женщина из деревни? Помилуйте. В этом мире остались либо неплохие простые люди, чьи интересы ограничиваются бытовым дружелюбием и не менее бытовым благополучием, либо напыщенные рыцари, либо жадные короли, либо волшебники-недоучки. И принцесса в итоге идёт по тому же пути.
Кто из них может — хотя бы в теории — разобраться и построить второй такой же самолёт? Может, волшебник. Относительно того, что будет дальше с ним, нам ничего не сказали. Не принцесса — она слишком занята своим духовным поиском — и уж точно не кто-то ещё. Это и создаёт в итоге ту самую удручающую атмосферу безысходного упадка, в котором даже самый неглупый персонаж видит только мелкое — и совершенно не интересуется, простите за пафос, великим. 6/10.
|