Запертая отцом-королём до замужества в высокой башне замка, принцесса Аритэ коротает дни, созерцая мир, открывающийся из окна. Иногда она украдкой ускользает из дворца, чтобы понаблюдать простой люд в его обыденных трудах. Рыцари королевства соперничают за право жениться на ней и править подвластными землями, пытаясь добыть для неё самые ценные сокровища магии, созданные в прошлом давно вымершей расой волшебников. Но принцессе ничего этого не нужно. Она жаждет обычной жизни среди простых людей, ей хочется посетить экзотические страны, которые видела лишь в спрятанных под кроватью книгах. Такие «неподобающие принцессе» взгляды смущают всех во дворце. Однажды во дворец прилетает на фантастической летательной машине последний выживший волшебник Боукс с предложением взять Аритэ в жёны и сделать из неё настоящую принцессу в своём далёком замке.
Да нет же, какая рыбка! Кто здесь трудится? Крестьяне? Главная героиня за весь фильм , грубо говоря, палец о палец не ударила. Она не раз проявляла смекалку, но отнюдь не желание пахать в поле. Не стоит путать стремление помочь людям и тягу к труду. ^_^ Если уж говорить о морали, то она здесь примерно такая: мир прекрасен, если смотреть на него открытыми глазами, но нужна большая душевная сила, чтобы сохранить этот незашоренный, в чем-то немного детский взгляд, чтобы пронести его через все жизненные трудности и невзгоды. Детское аниме?! Помилуйте! С каких пор студия 4С стала делать аниме для детей? Просто "Принцесса Аритэ" - это постмодерн. Именно с позиции этого жанра ее и нужно оценивать. При этом идея и мораль отступают на второй план. Здесь вся суть в совершенно нетривиальных диалогах и потрясающей композиции. Послушайте разговор Аритэ с рыцарями-ухажерами. Ведь там каждое слово - насмешка автора над традициями рыцарских романов, или скорее даже не насмешка, а какая-то грустная улыбка. "Время бесконечно", - сказал колдун в конце эпизода, наполненного неспешной повседневностью на фоне прекрасной песни Ориги. И по силе эстетического воздействия этот момент можно сравнить разве что с незабываемой поездкой Тихиро на поезде, идущем по воде. "Принцесса Аритэ" насквозь пронизана постмодерном. К сожалению, его не все любят и ценят, а главное, не все видят. Вот поэтому - совершенно незаслуженно - "Принцесса" и попадает в разряд "милых" мультфильмов для детей. Хотя, безусловно, для детской аудитории она подходит замечательно.
+6
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Самая странная сказка, которую мне пока довелось увидеть. От классической литературной сказки у нее только начало и конец, а вот то, что между ними – сказочной классификации не поддается. Но это не было бы аниме, если бы не содержало какого-либо подтекста, найти который порой можно только пересмотрев фильм не один раз.
Принцессу заперли в башню, с этим все понятно, поиски волшебных вещей тоже не новость, в японской сказке о Кагуя-химе было нечто подобное. Странности начались когда принцессу поймали у городских ворот. Ни одна сказка не позволит себе такого промаха – отправили тебя странствовать, так иди, ищи приключения. Потом появляется волшебник и из всех сказочных чудес остается только превращение человека обратно в лягушку, ну не считать же, право слово, чудом починку микросхемы летающего котла с помощью кольца. Кстати о кольце: долго было непонятно, почему Арите не использовала кольцо для того, чтобы выйти из башни. И вообще, потом пошли одни вопросы: кто такая волшебница, превращенная в девочку, где ее история? Зачем так подробно показывают нам книгу в драгоценном переплете? И, наконец, что произошло в королевстве потом, после похищения принцессы?
Но сюжет не выглядит обрывочным – это одна цельная история, рассказанная от имени самой Арите
Из одной башни принцесса попадает в другую, сначала ее запирают ради интересов государства, потом из-за предсказания; но не внешние стены оказались самыми крепкими – оказавшись запертой внутри себя самой, она наконец поняла, чего хочет на самом деле. Арите вспомнила, что заставило ее убежать из отцовского дома, где все было определено на многие годы вперед: ей хотелось, как большинству людей выбирать самой, чем заниматься, с кем разговаривать, кого любить, кому улыбаться. Простая жизнь по собственной воле, как дорога, пересекающаяся со множеством других дорог, тропинок, шоссе, взлетных полос; удивление бескрайними чудесами мира, незапертыми в пыльных сокровищницах мрачных замков.
И вот, где-то ближе к концу истории стало казаться, что где-то все это было: бесконечное путешествие без всякого поиска, дорога ради нее самой.
“Kino no Tabi” с ее цивилизациями-островами, которые соединяет только нить дороги, со следами исчезнувших культур. На секунду захотелось поверить, что Арите – это настоящее имя Мастера, удивительной женщины, овладевшей утраченными умениями. Почему бы в мире Кино не быть еще одной стране, где до сих пор живет и мечтает о море дряхлый потомок атлантов?
Поля наполнились влагой, зазеленели и расцвели благодарные улыбки на лицах крестьян, сказка закончилась, как полагается – чудом, но тут же началась другая, настоящая история маленькой путешественницы Арите. Никакого «и жили долго и счастливо», никакого принца для прекрасной узницы. Просто начало Дороги, уходящей за горизонт.
+6
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
alphyna | отзывов: 67, их сочли полезными 1097 раз
2008.12.20
"Что это за сказка такая? Где в ней драконы или злые колдуньи?"
"Принцесса Арите" всё время напоминала мне старую советскую экранизацию какого-нибудь, например, Пушкина, очень уж оно неяпонское. Во-первых, всё же тема — средневековая сказка, во-вторых, глаза не слишком и большие, в-третьих, в аниме обычно странно с фонами. Их либо рисуют левой пяткой и особо не заморачиваются, либо наоборот, уделяют маниакальное внимание. Тут же — что-то среднее. Ах да, советского колориту придаёт ещё песня на русском, как я могла забыть! (Музыка там вообще очень неплоха, собственно.)
Итак, жила-была на свете принцесса Арите (или Арете, меня не оставляет подозрение, что греческое αρητη — "добродетель" — тут сильно при чём). Чтобы эту самую добродетель этой самой принцессы сохранить, отец берёг её в высокой башне. Принцессе было очень скучно в башне, она всё время порывалась сбежать и просто жить, но её, конечно, ловили... предлагали прекрасных принцев, но зачем они ей? Тоже — вид заточения. А она хотела быть самой собой.
А потом её взял в жёны злой волшебник в подобающем антураже (полуразвалившийся замок, кругом жабы да крысы, мрачность и коварные планы). Разве что рисунок рядом с замком на скале какой-то странный был, как будто детский...
С одной стороны, переложение стандартных сказочных мотивов уже сидит у всех в печёнках. С другой, "Арите" не превращается в комедию или пародию, наоборот, это очень серьёзный фильм о поиске себя. И о том, что всё на самом деле вовсе не такое, как кажется, — всё гораздо проще, а значит, и жить с этим гораздо проще. И единственная в фильме колдунья (злая? А кто её разберёт! ), потерявшая свой волшебный кристалл, сбрасывает маскировку и уходит жить обычным человеком. И волшебное колечко, исполняющее желания, единственный раз действительно приносит пользу, когда уже израсходовано и обратилось в железо.
Я не могу назвать сюжет очень оригинальным, но там есть несколько неожиданных моментов и ещё — атмосфера неочевидного, но удручающего упадка. О некой катастрофе в прошлом говорится совсем мимоходом, но — все эти молчаливые короли, высохшая земля, тысячу лет летающий сам по себе самолёт и, конечно, сам волшебник... отлично передают ощущение того, что что-то хорошее было, а теперь — потеряно. Потеряно не насовсем, но чтобы его вернуть, нужно уметь смотреть на вещи просто. К чему в итоге и приходит Арите.
Именно этим ощущением уже давно прошедшей, но слишком небесследной катастрофы и хорош мир действия. Они говорят — "волшебники давно вымерли", но на самом деле зрителю очевидно, что они и не были волшебниками, ведь все эти странные летательные аппараты — продукт скорее науки, чем магии. Выходит, разум человечества довольно сильно деградировал с тех пор, как. Собственно, в итоге все более-менее достигают душевного баланса и ответа на вопросы, но... Арите смотрит на самолёт, восхищается его красотой, но вовсе не пытается понять. А кто поймёт? Волшебник? Сильная духом женщина из деревни? Помилуйте. В этом мире остались либо неплохие простые люди, чьи интересы ограничиваются бытовым дружелюбием и не менее бытовым благополучием, либо напыщенные рыцари, либо жадные короли, либо волшебники-недоучки. И принцесса в итоге идёт по тому же пути.
Кто из них может — хотя бы в теории — разобраться и построить второй такой же самолёт? Может, волшебник. Относительно того, что будет дальше с ним, нам ничего не сказали. Не принцесса — она слишком занята своим духовным поиском — и уж точно не кто-то ещё. Это и создаёт в итоге ту самую удручающую атмосферу безысходного упадка, в котором даже самый неглупый персонаж видит только мелкое — и совершенно не интересуется, простите за пафос, великим. 6/10.
+4
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура