Посмотрев его сейчас, во второй раз, я пытаюсь припомнить: что же меня разочаровало при первом просмотре? Почему в сознании установилась такая чёткая галочка - "понравилось, но плохое"?
Впрочем, я смотрела его после "Евангелиона" - и по контрасту "Алхимик" показался мне недостаточно психологичным. Пожалуй, к мысли о том, что гиперпсихологизм хорош только там, где уместен, надо было прийти. Ну вот, пришла.
С другой стороны, пытаясь проанализировать - а что же мне так понравилось? - я тоже не могу дать конкретного ответа. В общем и целом - очень странный это сериал, тесно перемешавший кучу клише с интересными и даже захватывающими находками - во всех аспектах.
Сюжет "Алхимика" (ну не даёт, не даёт мне моё чуйство ВМПС произносить слово "цельнометаллический"! ) великолепен для приключенческого фэнтези-стимпанка. Пожалуй, почти все сюжетные находки и вообще - "кирпичики" показанного нам мира, его законы и судьбы его персонажей - кажутся мне идеальными. Как глобально-философские, так и конкретные - то есть сюжетные ходы. Тут же надо передать привет композиции сериала - впрочем, классической для столь длинного творения: начинается он с набора коротких (по 1-2-3 серии) новелл, которые постепенно сливаются в единое повествование. Впрочем, что радует - так это отсутствие проходных персонажей. "Проходных" - то есть тех, которые пройдут в одной серии и останутся воспоминанием ;) Даже простая сёненовская история с городом Лиором, которой открывается сериал и которая буквально вопит - "а вот смотрите какие у нас тут классные главные герои! " - в итоге разворачивается в чуть ли не основной сюжет сериала.
В то же время - в "Алхимика" каким-то образом вмещаются сюжетные ходы в духе "а вот тут он случайно нажал плечиком куда не надо и потайная дверь открылась" и прочие нелепые сюжетные случайности. Типа вот выбегает Эдичка на дорогу, а там совершенно случайно Мустанг в лимузине едет, ага. Подобное, на мой взгляд, неизбежно указывает на некомпетентность сценариста.
Я не думаю, что "Алхимик" - сколь бы то ни было философское аниме. Тем более что в конце оно подводит нас к весьма приятному мне выводу: мир не идеален, а следовательно - одинаковых на всех решений не существует. Я-то, в общем-то, именно так и считаю. И именно потому, что в итоге мы приходим к этой идее, нет смысла делать выводы из красивых и печальных новелл в начале сериала. Если один, двое, трое, сотня гнались за мечтой и не достигли её - это не значит, что мечта недосягаема. И я рада, что авторы не заставляют нас выводить из событий "Алхимика" какие бы то ни было принципы.
Что ещё приятно в сериале - так это его социальная ориентированность. Действие разворачивается в альтернативной Англии (что заметно хотя бы по именам персонажей) с её научно-рациональным подходом к реальности... и тем острее и очевидней становится аллюзия на противостояние научного мировоззрения религиозному. Ишбальцы - явные мусульмане, со всеми вытекающими. В частности, вытекает отсюда антирелигиозный и антимилитаристкий пафос сериала, который, впрочем, тоже не догматичен. Вернее, он очевиден для главных героев... но - они всего лишь дети.
Персонажей в "Алхимике" много, очень много и очень разных. И большинство из них выписано действительно неплохо - кроме, пожалуй, совсем уж злодеев, которым авторы не придумали лучшей мотивации, чем "мне просто нравится убивать". Кстати, что характерно, ТАКИЕ сумасшедшие есть и среди людей, и среди химер, и среди гомункулов... что опять же приводит нас к мысли о том, что раса - не догма. Приводит путём окольным, но и то хорошо.
Много персонажей = много сюжетных линий. Почти у каждого есть свой скелет в шкафу (и, к счастью, у очень немногих это "проблемы из детства"... а то уж достали, право слово), с которым оный носится. Меня, например, очень тронули истории Шу Такера и гомункулов...
Что ещё? Радует, что, хоть иногда из зрителя откровенно давят слезу, место юмору в "Алхимике" тоже есть. Преимущественно "юмору характеров". Местами даже смешному. Музыка - не гениальна, но хороша (кстати, первый сериал, где не особо мной любимый джей-рок в опенинге уместен). Эстетика алхимических кругов, книг и вообще - приятна. Рисовка... странная. Местами довольно любопытный монтаж и композиция кадра, но - не очень выразительные "сёненовские" лица и наличие кадров "летит герой в полосочках" смущает. Есть и приятные мелочи - вроде той, что разные герои действительно имеют разную технику боя (а драк там таки хватает), есть и неприятные - вроде не всегда аккуратной и приятной глазу компьютерной графики. Или: радует почти полное отсутствие любовной линии в угоду различным проявлениям любви семейной (появление Розы в конце столь не к месту и бредово, что его лучше забыть... впрочем, Роза, очевидно, сублимация матери для персонажей), но печалит несоответствие героев заявленному возрасту.
Общая оценка - пожалуй, 8/10 - но не из-за недопсихологичности. У персонажей присутствует (хотя и не всегда; вот что мешало Эдику нормально выслушать Жадность, вместо того, чтобы по лицу бить? он адекватен был! ) логика действий, а рефлексии в таком сериале - не надо... если бы его герои были хоть чуть более живыми - они сошли бы с ума. Потому что показывают нам всё же слишком страшные, невероятные и невыносимые вещи.
|