Суть на мой взгляд в следующем: здесь обыгрывается библейский сюжет - Ной и его ковчег. Когда люди послали птицу, чтобы с ее помощью узнать не появилась ли суша и она долго не возвращалась, люди забыли о ней. Они построили город на этом огромной ковчеге. В библии (не помню где именно) есть такие слова: "Их сердца стали каменными. Кто пойдет и уничтожит их?" (в другом переводе (более раннем): "Их сердца стали жирными. Кто пойдет и уничтожит их?"). Люди ковчега окаменели... Они утратили память и веру. Их поглотила пучина "эпохи золотых унитазов" (пояснять, надеюсь, не надо?). Маленькая девочка - это последняя надежда человеческого мира. А вернее сказать - надежду она вынашивает (яйцо под платьем - как беременная), благодаря ей она и существует в этом безвременьи, в мертвом городе каменных людей. Кстати, эти люди рыбаки. Они гоняются за тенями (очень прозрачная метафора) рыб. Рыба, как известно, была символом раннего христианства. Можно сказать так: люди, вступив на неправильный путь развития поплатились за это своими сердцами и душами. Все, что им остается - это продолжать вечную гонку за тенями (если на пальцах: успех, деньги, материальные удобства, чувственные наслаждения и т.д.). Почему же рыба? Вот то, что в скобках - этим они подменили все остальное. Вместо счастья они получили забвение. Они ищут любви, теплоты, счастья - но это уже только тень, ибо все уже давно мертво, окаменело. Человек с крестом - трудно интерпретировать. Скорее всего Христос (дело не только в кресте, но и в забинтованных кистях рук; легко предположить эти бинты и на ногах). Он разбивает надежду (но вот зачем?). И здесь самое главное: скорлупа, прошу обратить внимание, пуста (там даже сухо)! Надежда не оправдалась. Девочка попадает на странный шар (избранные окаменевшие???), но до того она рождает еще несколько десятков таких яиц. Однако они в мертвом мире оказываются бесполезными. Вообще говоря, надежда во многих религиозно-философских доктринах (в основом восточных) есть зло. Оно жрет человека изнутри, давая ему пищу из пустых иллюзий. Но при этом она же дает, в определенном смысле, жизнь. Надежда может пониматься как удел... детей, инфантильного миропонимания ("надежда - это монета, которая имеет большое достоинство только для детей", Вержилио Ферейра, из книги "Во имя земли"). "Христос" остается в полном одиночестве. В конце становится видно, что ковчег давно уж не плавает - пустыня вокруг него. Зачем же он разбивает надежду (оказавшуюся пустой)? Быть может он прекрасно знал о ее иллюзорности? Но ведь получается как-то жестоко. Но, с другой стороны, возможно он хотел освободить эту последнюю девочку. Мир исчерпал себя и эта последняя бессмысленная надежда лишь продолжала его "каменную" агонию. Кажется, что "Христос", стоя на берегу, произносит: "Отец мой! Вот и все. Люди, что не поняли тебя, не захотели услышть меня, твоего сына. Глас бога стал гласом вопиющего в пустыне. Но теперь уже все кончено". Фиаско бога, если смотреть с религиозной позиции; но есть и другая точка зрения: последняя надежда, надежда на ангела (Гавриила?), бога (?) была с треском разбита не Христом, а обыкновенным человеком (абсурд как суть человека вообще; см. яп. фильм "Изо"), и человек здесь есть собирательный образ всего трезвого, но отчаянного в человеке, который уже слишком стал взрослым, чтобы удержать в своей душе ту монету; человек как Христос мира абсурда, понимающий, что идти больше некуда, а надежда - это детская иллюзия человека, когда он еще не был распят адом 20 века; метафизическое самоубийство, если хотите. Фильм многосложен. Упоминать здесь Фрейда по меньшей мере некорректно. Психоанализ ныне пытаются засунуть куда вздумается - и к месту и не к месту. Но тем не менее многое в этом фильме остается не до конца понятным. В целом перед нами безусловно шедевр. И как говориться - "все прекрасное также трудно как и редко". Это фильм о том, что "что-то пошло не так", "что-то не то со всей нашей цивилизацией" (Тарковский, "Жертвоприношение").
|