Не входя в число наиболее обсуждаемых сериалов сезона, «Overtake» тем не менее оказался весьма приятным проектом. Не распыляясь и не множа сущности, он просто рассказал историю, не самую выдающуюся даже, просто очередную историю про «гамбаре», но сделал это хорошо, толково. Если оценивать сериал по пятибалльной шкале, то все составляющие в нём выполнены на крепкую четвёрку: ладный сценарий, крепкая режиссура, узнаваемый дизайн (насколько бы ни был спорным проект «Aldnoah.Zero», не в малой степени именно его авторы завлекли меня в «Overtake»). В целом предсказуемую повествовательную структуру скрашивает относительно свежая для аниме тема – F4 – гонки формулы четыре. Стандартный же набор персонажей, в котором тихоня и труженик главный герой с голубыми-голубыми глазами, шебутной лучший друг, гениальный обаятельный соперник с толпой фанаток, его хмурый партнёр, влюблённая девочка и т.д. украшает динамика между ними и присутствие сглаживающих их юношеские драмы взрослых, у которых всё это тоже когда-то было. Никакого новаторства, вместо него простые истины, о которых, тем не менее, не грех и напомнить.
В целом, если всё, что касается гонок, можно назвать спецзаказом – такое есть, надо осветить, – а изобразить в классическом спортивном сюжете нечто более оригинальное, чем есть в примерах живой истории (пусть даже знание о ней ограничено просмотром отличного фильма «Гонка»), нет смысла и пытаться, то сюжетная линия фотографа Кои Мадоки вещь сугубо авторская, как по мне.
В сериале о гонках теме фотографии уделено немало времени. В излюбленной ими вдумчивой манере японцы снова показывают, что для достижения мастерства к любому ремеслу стоит относиться серьёзно. За единственным кадром, выхваченным видоискателем, может таиться целая история, трагедия одного человека или бедствие нации. Стремление запечатлеть нечто трогающее за душу, вовсе не всегда что-то прекрасное, возникает как спонтанный импульс – несколько секунд размышлений, щелчок затвора – запечатлённое мгновение, способное вызвать небывалый резонанс. Не всегда справедливый отклик на его работу – бремя, в решимости нести которое раскрывается истинная сила художника.
Есть то, что объединяет людей, которые вкладывают душу в то, что делают. Самый большой враг всегда внутри, всегда начеку, всегда готов нанести удар. Но иногда, как бы наивно это ни звучало, для борьбы с ним достаточно искреннего «гамбаре» от настоящего друга. В конце концов, до сих пор никто ничего лучше «верь в мою веру в тебя» не придумал (написала и сама себе хихикнула: таки голос Камины присутствует и в этом сериале).
Сериал хорошо сбалансирован. Техническая часть в нём не душит, бытовые сценки, занимающие большую часть хронометража, работают на погружение в окружение, проникновенные монологи – на погружение в характеры, гонки, где нужно, держат в напряжении; единожды сериал даже напугал, и серию под номером девять мне хочется назвать лучшей.
Возможно, тема фотографии, с учётом её текущей доступности, не особо оригинальна. Возможно, не меняющийся годами гоночный спорт не особо интересен. Но в том, что сериал этот делали люди, кажется, старомодные, его обаяние. Вложенные в уста некоторых персонажей стариковские причитания толка «молодёжь без нас разберётся» здесь звучат с добрым юмором, что в финале даже внушает некоторый оптимизм, которого так не хватает.
С вердиктом всё понятно, в кои-то веки никаких мук в оценке: хорошая вещь, стоящая просмотра.
|