Дверь в насилие
Ну что же, перед нами очередная история про самообъективирование, то есть превращение себя в инструмент, средство. Подобная метаморфоза с человеком обычно происходит из-за полного отказа от свободы воли (отрицание личности) и проявляется в том завидном упорстве, с которым главный герой ставит себя самого в функциональную зависимость от чего-то другого. Словно раб. Сначала он находится в зависимых отношениях с отцом, даже не думая разорвать эту порочную связь. Потом отдаётся на милость бесхозного мопса (сцена у могилы отца) и одновременно с тем повинуется требованиям бандита-ростовщика. После чего впутывается в липкие сети манипуляторши. Потребность главного героя зависеть от кого-либо неоспорима, насколько ему недостаёт свободы воли как определяющей идеи (выколочена отцом?). Помнится, схожим недугом страдала Реви, главная героиня сериала "Пираты Чёрной Лагуны". В детстве такие люди были чисты и невинны, но насилие поработило их, вынудив отказаться от собственного "Я", от ценности в своих собственных глазах (личность). Насилие - это рабство; оно навязывает человеку ложную перспективу жизни и всех вещей Стоит ли удивляться, что назревший в этом сериале эдипов конфликт разрешился именно отцеубийством, а не как-то иначе? Сын уподобился отцу и ответил тому взаимностью, не желая отстаивать свою индивидуальность. Вот это и есть та самая эмпирическая каузальность, причинность, обусловленность. Приумножение зла.
Содеянное, увы, не принесло парнишке облегчения, ведь он сделал то, чего боялся и ненавидел сам. И стал двойником отца. Поэтому юноша отчаянно подавляет в себе чувство вины, отрицая усвоенную склонность к насилию и вытесняя воспоминания о содеянном. Он пытается забыть всё, что гнетёт его, и заглушает слабый голос совести, что отчётливее всего слышится во снах. Даже платит по отцовским долгам, как примерный сын. Разве его долговое рабство с кромсанием своего тела и вечным недоеданием не смахивает на возмездие, к которой он сам себя и приговорил? Однако снаружи он ведёт себя по-детски, словно невинный ребёнок, не осквернённый ещё злом (насилием). И всё же зло проникло в него и затаилось глубоко внутри, чтобы "вернуться" в облике раненого мопса. Парнишка принимает это странное существо как нечто родное и близкое, однако по-прежнему отдельное от себя. Раскольников так описывал это состояние: "А старушонку эту чёрт убил, а не я...", словно источник зла коренится отдельно от него. Вот и мопс и олицетворяет такую внешнюю "злую силу". Схожим образом отрицал своё злодейство и главный герой фильма Мартина Скорсезе “Остров проклятых” (2010). Поэтому-то мопс возникает после смерти отца и существует отдельно от парнишки, хотя является воплощением его собственной подавленной агрессии.
Как бы то ни было, поначалу парнишка пользуется этой "силой" избирательно, на пользу и во благо общества. Мопса в ходе распила всего подряд он не воспринимает как черту своего характера или личности, а принимает за внешний инструмент, безобидное средство и милое существо. Но когда его снова предаёт новый "отец", герой окончательно сливается со своим Тёмным Попутчиком (см. "Декстер"), становится с ним "едина плоть". Он не в силах больше обманывать себя и закрывать глаза на зло в собственной груди, которое отныне заняло положенное ему место. Теперь он - человек насилия, который не умеет ничего, кроме как убивать.
Вот так главный герой и впал в зависимость от других. Сначала от отца, потом от ростовщика, а затем - от Макимы. И каждый его "хозяин" погибал от руки своего "раба". Навязчивое повторение одного и того же жизненного сценария говорит о том, что парень и не хотел перемен. Особенно внутри самого себя. Для такого нужно обладать свободной волей, а наш герой совершенно пассивен и, как любой фаталист, не ставит собственные цели самому себе. Просто "плывёт по течению", пробивая между ног тем, кто мешает его монотонному "заплыву".
Что касается до финала с Макимой, то эта сюжетная развязка выглядит безобразной пародией на христианскую Евхаристию (Причастие). Полное извращение таинства, исковерканное его подобие. Причастие есть таинство приобщения человека к Богу через Христа. Христианин духовно вкушает плоть и кровь Христовы и приобщается пище духовной, которую олицетворяет Христос. К тому же Макима похожа на бога хотя бы своим бессмертием, что только добавляет сходства с Евхаристией этой извращённой уловке с поглощением. Если совсем упростить, то Евхаристия обзвреживает жертвенный механизм козла отпущения, на котором стоит человеческая культура. Это когда находят крайнего, чтобы выместить на нём подавленную и неутолённую жажду насилия, грозящую уничтожить сообщество изнутри. Дело в том, что со временем человеческие отношения внутри сообщества приходят в упадок из-за соперничества, конфликтов и разногласий и соскальзывают во взаимное насилие (война всех против всех). Христос, собственно говоря, и разоблачил этот механизм Своим самопожертвованием. Он был безвинной жертвой, вот и Макима как будто такая же, просто одержима злым духом. Да и за насилие внутри главного героя отвечает какой-то мопс.
Автор сериала явно атеист, поэтому таким внешним изображением зла (насилия) в виде демонов он оправдывает человека и снимает с него ответственность за насилие. Дескать, грех отдельно, а сердце человека - отдельно. Сердце человеческое правдиво и крайне непорочно, а оскверняют его некие-то внешние факторы - религии, экономика, общество, культура, обстоятельства. Бердяев видел в таком взгляде на природу человека обиженную невинность, словно человека сделали пленником у внешнего зла, поработили чуждой ему стихией. Атеизм проистекает из великого соблазна возложить на Бога ответственность за всё зло мира. Этот соблазн отравляет человека и с роковой неизбежностью ведет к отрицанию Бога. К слову сказать, добро в этой истории отсутствует как таковое: демонов до черта, а ангелов нет. Вообще. Противостоят демонам только люди, причём при помощи демонических сил. Этакий круговорот сил зла в природе, когда "сатана сатану изгоняет". Источник зла в этой истории относится к бессмысленному порядку природы, к внешней стихии, ни за что не отвечающей. Что это, если не отрицание Бога? В таком мире война с "демонами" продлится до тех пор, пока человек не освободится от лживой идеи, будто он лишь пленник у посторонней ему злой стихии, и не признает самого себя виновником своей судьбы и ответственным за зло. Недостаточно ещё освободить человека от внешнего насилия, как делают анимешные "охотники на демонов", гораздо важнее людям освободиться от своего внутреннего зла. О чём и написал Достоевский в своём "Преступлении и наказании". Но в аниме Раскольниковы всё ещё топчутся на атеистической стадии "разрешения перешагнуть через кровь во имя лучшего". Тварь ли я дрожащая или право имею... нашинковать кого-то бензопилой!
|