Борис Бабочкин
Дата рождения | | 18.01.1904 г. |
Род занятий | | роли в кино, режиссер в кино, сценарий в кино |
БАБОЧКИН, Борис Андреевич (р. 18.1.1904) советский актёр и режиссёр. Народный артист СССР (1963). Член Коммунистической партии с 1948. В 192021 сотрудник театральной студии «Молодые мастера» под руководством И. Певцова. Затем работал в театрах ряда городов (Иваново-Вознесенск, Могилёв, Воронеж, Самарканд, московский Театр МГСПС и др.). В 1927 переехал в Ленинград, где был актёром Театра сатиры, в 193135 работал как актёр и режиссёр в Государственном академическом театре драмы (ныне Театр драмы имени Пушкина). В 193540 актёр, режиссёр и затем художественный руководитель Большого драматического театра имени Горького. С 1940 актёр и режиссёр московского Театра имени Вахтангова. В 19481951 и с 1955 актёр и режиссёр Малого театра. В 195253 главный режиссер Московского театра имени Пушкина.
Снимается в кино с 1927. Первая роль Караваев в фильме «Мятеж» (1929). Роль Макара Бобрика в фильме «Первый взвод» (1933) открыла галерею образов героев революции и гражданской войны, созданных Бабочкиным в кино. Вершина творчества Бабочкина образ Чапаева в фильме «Чапаев» (1934; Государственная премия СССР, 1941). Бабочкин воплотил характер народного героя, рождённого революцией, типический и вместе с тем глубоко индивидуальный и неповторимый. Авторы фильма режиссёры братья Васильевы в «Заметках о постановке» писали, что они ставили себе задачу «соединить эпическую легендарность самого образа Чапаева с реалистичностью его показа». Это удалось в равной степени режиссёрам и актёру. Бабочкин раскрыл в этом образе тему высокой ответственности перед революцией. С исключительной глубиной и убедительностью он показал внутрутренний рост Чапаева, который под руководством партии превращается из лихого партизанского вожака, склонного к анархизму, в опытного и бесстрашного командира Красной Армии. Талант Чапаева-полководца был блестяще передан в батальных сценах картины. Характер Чапаева раскрывался перед зрителем различными гранями; актёр показывал своего героя бесстрашным и вспыльчивым, грозным и лиричным, рассудительным и самолюбивым, лукавым и по-детски доверчивым, человеком необычайной широты души и внутренней цельности. Величие и благородство мыслей, действий, чувств героя, его предельная простота и живая достоверность сделали образ Чапаева, созданный Бабочкиным, любимым советским народом, многими поколениями советской молодёжи. Фильм «Чапаев» явился крупнейшей победой советского кино, имел исключительное значение в развитии всего советского искусства, метода социалистического реализма. С огромным успехом фильм демонстрировался за границей на экранах Скандинавии, Нидерландов, Латинской Америки, США, Франции, Италии, Турции, Китая, Болгарии, Англии, Алжира и др. В 1964, к 30-летию фильма, «Чапаев» был вторично выпущен на экран и демонстрировался с большим успехом.
В последующие годы Бабочкин сыграл несколько ролей в историко-революционных фильмах Андрей («Подруги», 1936), Алексей («Друзья», 1938) и др. В фильме «Оборона Царицына» (1942) он исполнил роль белогвардейского поручика Молдавского, циничного авантюриста, позёра, злейшего врага Советской власти. Эти работы показали широту диапазона таланта Бабочкина, многообразие красок его актёрской палитры и мастерство внутреннего перевоплощения. В годы Отечественной войны в фильме «Непобедимые» (1943), посвященном защитникам Ленинграда, Бабочкин создал образ инженера танкового завода Родионова, человека сурового и мужественного. В образе генерал-майора Огнева в фильме «Фронт» (1943), Бабочкин воплотил черты нового советского полководца, подчеркнул интеллект героя, его острую, смелую мысль. Среди других интересных образов, созданных Бабочкиным, наиболее значительными были: Марков («Актриса», 1943), Лавров («Великая сила», 1949, Государственная премия СССР, 1951), Секретарь ЦК КП(б)У («Тревожная молодость», 1954), Иван Иванович («Аннушка», 1959). В 1961 был экранизирован спектакль Малого театра «Иван Рыбаков», в котором Бабочкин исполняет роль генерала Рыбакова. Бабочкину чуждо стремление к внешней трансформации, его привлекает духовный мир человека, своеобразие его мыслей и чувств. Лучшие работы Бабочкина в кино, в первую очередь Чапаев, принадлежат к числу выдающихся достижений актёрского искусства в советском кино.
В 1945 Бабочкин дебютировал как кинорежиссёр. Совместно с А. Босулаевым он поставил фильм «Родные поля», в котором показана жизнь советской деревни в суровые военные дни 1941, атмосфера трудовых будней. Сам Бабочкин сыграл роль председателя колхоза Ивана Выборнова в яркой, сочной, характерной манере, показал народную мудрость и гордость советского человека. Играя эту роль, актёр проявил высокое мастерство и патриотические чувства художника-гражданина.
С о ч.: Артист Б. Бабочкин о роли Чапаева, в кн.: Мессер Р., «Чапаев», М.Л., 1934; Масштаб эпохи в «Чапаеве», в кн.: Чапаев, Сб. отзывов и статей о фильме, М., 1935; Рассказ о работе в кино, в кн.: Лицо советского киноактера, М., 1935; «Знамя», 1936, № 3, с. 225244; Моя работа над ролью, «Нар. творчество», 1937, № 910; Большой человек, большой художник, «ИК», 1960, № 1; Заметки об искусстве актера, «Октябрь», 1960, № 4; В чем специфика кино, «ИК», 1962, № 12; Через тридцать лет, «Новый мир», 1964, № И.
Лит.: Р ы с с Е., Зрелость художника, «Иск-во и жизнь», Л., 1939, № 2; Труд актера, Сб., вып. 9, М., 1961; Парфенов Л., Борис Бабочкин, «СЭ», 1961, № 3; Актеры советского кино. Сб., М.,. 1964; «Театр, жизнь», 1963, № 11.
| |