Знаменитый пианист Эдуард Сароян (Шарль Азнавур) когда-то блистал в лучших концертных залах, но ему пришлось уйти со сцены и скрыться под чужим именем. Теперь его знают как Шарли Колера, он живет в дешевой квартире и по вечерам играет попсовые песенки в захудалом кафе. Он втягивается в криминальные дела своего брата Шико и начинает опасаться не только за собственную жизнь, но и за жизнь другого брата, школьника Фидо. Влюбляется в официантку Лену, но ему не хватает смелости, чтобы признаться ей. Впрочем, застенчивость не мешает ему крутить роман с соседкой, проституткой Клариссой (Мишель Мерсье). По мере того как Шарли все безнадежнее запутывается в паутине преступного мира и любви, открывается, кто же Колер на самом деле, как очутился здесь, внизу, и почему не думает о возвращении в свет.
Симпатичный, но не особо захватывающий ретрофильм. Возможно, в 1960-м это был прорыв в кинематографе (например, впервые был использован такой прием, как закадровый монолог от лица героя), но теперь он смотрится скромно и почти примитивно. Линейный сюжет, разорванный посередине длинным флэшбэком. Ничем не запоминающийся (кроме разве что тех самых закадровых монологов) сценарий. Периодические приступы словесного поноса у второстепенных персонажей, не связанные с сюжетом. Три похожие друг на друга постельные сцены, одна драка в стиле индийских фильмов, одна бюджетная перестрелка. И все же фильм не такой старомодный, каким мог бы быть. Потому что главное место в нем занимает повседневность, которая снята очень живо и реалистично. Прогулки, поездки в ретроавтомобилях, танцы в кафешке... хочется пересматривать и любоваться деталями. Даже если оставить в стороне киноискусство - интересна сама жизнь Франции 1960 года, люди, улицы, костюмы и прочее.
Отдельно хочу написать про Азнавура. Гений французского шансона получил актерское образование и начал карьеру с театра (как певца его оценили только в конце 50-х), так что играет он профессионально и просто отлично. В двух словах - это тогдашний Джонни Депп (в амплуа Мертвеца или Эдварда Руки-Ножницы). Анорексичная худоба, грустные глаза, окруженные черными тенями, общее впечатление "слегка не от мира сего". По характеру его герой - прямой предок Шинджи Икари, не иначе. Глубокая интроверсия, проблемы с выражением эмоций, дилемма дикобраза, и т.д., и т.п. Но смотреть на него куда приятнее, чем на героя "Евангелиона", потому что он человек взрослый и сдержанный. Финальная сцена игры на пианино особенно впечатляет - вроде бы ноль эмоций на лице и в музыке, и все же есть что-то такое, что трогает до глубины души.
В общем, историческая ценность фильма несомненна, художественная - на любителя. Особенно он подойдет любителям винтажа и slice of life. Не шедевр, но хочется оставить в коллекции и иногда пересматривать понравившиеся моменты. Моя оценка - 7.
|