World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (223)
-связки


 Промо
-постеры (53)
-кадры (7)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-afisha
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)
-википедия (uk)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



вернуться на страницу фильма «Аватар: Легенда об Аанге» | вернуться на страницу комментариев



ViZet | СА?: 5 лет 5 месяцев | отзывов 76, их сочли полезными 374 раз 2012.03.14

Как ни странно, но изначально я смотреть этот сериал не собирался. Видел на прилавках – но обложка интереса не вызывала, и вообще являла ассоциации с эскимосской мифологией. И только после того, как похвалили во френд-ленте – решил попробовать.
Правильно сделал. Потому что теперь «Аватар» прописался у меня в списке любимой западной анимации прочно и несокрушимо. И не только из-за яркого мира, и великолепной стихийной магии, сращенной с боевыми искусствами, отличия которых очевидны даже при отсутствии волшебной части, не только потому, что я люблю Восток, а приключения Аватара явно о нем напоминают…
Тут же еще и сюжет. И отменные персонажи. И отношения… и, кстати говоря, я уже привык, что при всей суровой американской цензуре авторы анимационных вселенных Marvel и DC постоянно протаскивают что-то весьма серьезное. Но вот от канала Nickelodeon я такого, признаться, не ожидал – а зря.
Тем, кто посчитает «Аватар» просто детским мультом, стоит учесть, что сюжет начинается с мировой войны и истребления народов – что проходит темой сквозь весь сериал. Дальше – больше. Контроль разума, манипуляции, этические дилеммы, смерти в семье, физические травмы… про серию The Puppetmaster я вообще молчу.
И при всем этом «Аватар» все равно остается симпатичным и оптимистичным в целом сериалом. Как этого добились? Я не возьмусь сказать; лучше посмотреть самим.
Одно из несомненных достоинств «Аватара» – это проработанный мир. Тут нет столь обычных для фэнтези монокультур – некоторые обычаи Северного полюса шокируют выросших на Южном, культура Оммашу и Ба Синг Сё (хотя оба города относятся к Земле) отличается изрядно. Да и стандартного противопоставления «всех хороших против всех плохих» нет; на обеих сторонах находятся и герои, и негодяи, и самые обычные люди со своими достоинствами и недостатками. И герои одерживают победу далеко не всегда. Но, собственно, даже и злодеи не так уж плохи по сути своей – нынешний правитель Страны Огня продолжает то, что начал его отец, тот же продолжал дело своего отца… а тот руководствовался изначально вполне себе просветительскими мотивами. Я уже не говорю об помянутых выше боевых искусствах – каждое движение связано с определенным стихийным проявлением, и выглядит это донельзя органично и правильно.
А еще герои меняются. Не только меняют одежду (что само по себе хорошо – многие мультсериалы заставляют героев десятками серий выступать в одном и том же), но и меняются личностно. Кто-то больше, кто-то меньше – но неизменным не остается почти никто.
Не могу не отметить, что мне упорно кажется – создатели очень любят Страну Огня. Технические новинки там адаптируют с потрясающей скоростью, воевать умеют очень неплохо, из постоянного состава центральных персонажей – половина из этой страны, немалая часть самых эмоциональных серий выпадает на этих самых персонажей и на их родные места… Впрочем, кто их упрекнет? Отнюдь не я, проникшийся понемногу схожими чувствами.
Другие страны, конечно, не обойдены вниманием. Открытые ветрам храмы Народа Воздуха, величественные ледяные города Народа Воды, обширные пространства и могучая архитектура Народа Земли… все это найдет свое место на экране, и будет даже показано в подробностях. Честно, некоторые пейзажи хочется просто рассматривать.
Да и сами народы обрисованы ярко, хоть иногда и мимолетно. Явно составляют свою культуру Огненные лучники Ю-Янь и Земные воины Киоши и Дай Ли, эскадры Огненного флота носят свое название и четкие обозначения… Что ж, это и есть «проработанный мир», не правда ли?
Замечу также, что, пристрастившись к оригинальной озвучке, я рекомендую смотреть «Аватар» именно в ней. Благо озвучены все замечательно – даже в случае Джесси Флауэр, ненамного отличавшейся по возрасту от своей героини. Прекрасно справились с ролью Айро и Мако, и Грег Болдуин… и как всегда великолепен Марк Хэмилл – Хозяин Огня Озай. В частности, все серии с участием Озая я бы советовал смотреть именно в оригинале.
Разумеется, некоторые недостатки у сериала есть. Некоторые серии слабее других, второй и третий сезоны крепче сюжетно и сильнее эмоционально, чем первый. Немного смазан финал – в частности, вовремя подвернувшимся камнем и неожиданным помощником. Да, его мотив прослеживался в течение всего сериала, но ощущение «бога из машины» все-таки осталось. Несколько загадок остались нераскрытыми… хотя нельзя получить всего, правда?
Но достоинства все же перекрывают промахи. И немалая заслуга того – в персонажах, о которых сейчас поговорим.
Аанг, юный Аватар, потенциально самый могучий – и при этом самый миролюбивый из персонажей. И философия Народа Воздуха, и собственный характер заставляют его следовать принципу, высказанному в совершенно ином месте и времени – «Из всех решений выбирай самое доброе»; обычно у Аанга получается. Чего ему постоянно не хватает – так это серьезного отношения к миру; зачастую вероятную проблему он может просто проглядеть… пока не укажут, благо есть кому. И вот тогда он над ней задумается серьезно.
Доля Аватара непроста – и поначалу Аанг не желает ответственности, полагающейся ему по рождению. Но… он все-таки ее принимает, и идет по этому пути. И находит собственное решение там, где, казалось бы, есть лишь два пути (пусть и не без помощи).
Черты характера Аанга особенно хорошо выделяются, когда сравниваешь его с предшественником – Аватаром Року (пусть он и появляется всегда лишь призраком или воспоминанием). Урожденный Огненный – человек более целеустремленный, чем Аанг, обладающий куда более обширным опытом и пониманием мира; он служит наставником, хотя уроки его зачастую понятны не сразу. Благодаря Року мы можем заглянуть в мир до войны и оценить мотивы, лежащие в основе нынешнего противостояния.
С самой первой серии Аанга сопровождает Катара, единственная Водница Южного полюса… и, как впоследствии выясняется – весьма талантливая. Гордая, склонная к поучениям, вспыльчивая… но при этом – заботливая и самоотверженная. А иногда и авантюрная, хотя эта сторона личности приносит ей одни неприятности. А поскольку гордостью, не самым терпеливым характером и авантюризмом отличается и Тоф (мастер Земли в команде)… неудивительно, что поначалу они ругались, а потом – сдружились. Тоф, кстати говоря, свойственно как Земное упрямство, так и Земная верность друзьям и тому, во что она верит. Она не видит мира – но прекрасно чувствует ложь (за редкими исключениями), совмещает высокое воспитание с потрясающим отсутствием манер… но при этом на нее можно положиться. Пусть она и будет над вами язвить.
Сокка, брат Катары, поначалу кажется слабым звеном в команде. Магии в нем нет, планы не срабатывают… однако не сразу понимаешь, что Сокка – очень неплохой и талантливый боец (чем дальше – тем лучше), а его планы становятся все более верными и продуманными. Отсутствие мощи Сокка часто возмещает смекалкой (а иногда и актерскими талантами), что особо видно в третьем сезоне… хотя чувство юмора его не оставляет ни на минуту. И теми же чертами – быстрым соображением и высоким боевым мастерством при отсутствии магии отличается и Суюки, лидер воинов Киоши, одна из многих деятельных девушек сериала. Ей зачастую просто нельзя не восхититься – один эпизод с захватом смотрителя тюрьмы чего стоит… Да и не только он. Суюки входит в команду далеко не сразу, но потом уже трудно представить группу без нее. А что еще роднит ее с Соккой – то, что постепенно они перешагивают ненависть к Огненным, пусть это и непросто.
Зуко – один из самых ярких и полюбившихся зрителям персонажей. Зачастую даже непонятно, симпатизируют ли изгнанному принцу создатели сериала и издеваются над ним; на долю Зуко выпадает больше всего приключений и развития личности… но при этом и неприятностей со стрессами валится на него больше всего. Причем зачастую отнюдь не комичных, совсем наоборот.
Из всех персонажей Зуко прошел, пожалуй, наиболее серьезное превращение за время сериала – от вспыльчивого, безрассудного и одержимого одной целью юнца в первом сезоне до изменившего взгляды на жизнь мастера в третьем. Впрочем, стоит отметить, что Зуко вообще часто преподносит сюрпризы: вот вроде бы он не слишком силен… но уже обученная Катара держится против него с трудом, а с приходом дня – проигрывает моментально, в Blue Spirit он демонстрирует великолепное мастерство бойца и разведчика без грана магии, позже осваивает технику, которой овладел лишь ее изобретатель и успешно ее применяет… Да и планы его, в общем-то, срабатывают – та часть, которую он успевает продумать. В общем и целом – Зуко есть за что уважать, хотя без влияния дяди пришлось бы сложнее.
Айро, Дракон Запада и помянутый выше дядя – вообще самый полюбившийся персонаж «Аватара». Он многое пережил, и этап изменений для него остался позади, оплаченный дорогой ценой. Пожалуй, Айро являет собой наибольший контраст внешности и сущности – безобидный толстячок, любитель игр, музыки и чая, относящийся к жизни беззаботно… Но сперва узнаешь, что он был генералом, потом – видишь, что военные Страны Огня относятся к нему с нешуточным уважением, а когда Айро начинает сражаться… хм… Давайте просто скажем – Драконом Запада его прозвали не за любовь к горячему чаю.
Впрочем, основная сила Айро не в великом мастерстве Огня (хотя по силе с ним сравнимы, пожалуй, только два-три человека, и двое из них давно умерли), а в умении жить в гармонии с миром и понимать людей. Именно влияние Айро заставляет его племянника подумать над своим путем и принять решения. Именно он оказывается куда более важной фигурой, чем кажется поначалу.
Потому что добродушие и нежелание постоянно применять силу не говорят о слабости. А если вы действительно воспринимаете Айро так… это большая ошибка. Очень, очень большая.
Совсем иначе, но ярко блистает еще один представитель этой семьи – принцесса Азула, второй ребенок Озая и сестра Зуко. Талантливая, умная, волевая… и при этом беспощадная и циничная; эти качества характера в сочетании с впечатляющей Огненной мощью превращают ее в очень опасного противника. Только есть в ее характере слабости, которые отсутствуют у брата, и они-то и подводят Азулу, при всем ее уме и умении манипулировать даже ближайшими подругами.
Таких, кстати, две (еще один пример серьезной боевой силы без магии), и они отличаются друг от друга очень серьезно. Тай Ли – веселая акробатка, мастер рукопашного боя, наслаждающаяся успехом у противоположного пола, никогда особенно не задумывающаяся над трудностями жизни – просто живущая. Тем сильнее выглядят моменты ее серьезного выбора. Ну а Мэй – прямая противоположность; замкнутая, спокойная, предпочитающая дальний бой… и ей проникаешься далеко не сразу. Я все же проникся, ощутив, что под флегматичной внешностью – все-таки мощный Огонь, и осознав, что ее избраннику она действительно подходит лучше всех других. В отличие от Тай Ли Мэй не поступает импульсивно – и потому выглядит взрослее подруги. А при этом она практически бесстрашна – и это качество тоже достойно уважения.
Следует отметить, что хотя общей угрозой сериала остается Страна Огня, но все же в каждом сезоне – свой, особый антагонист. В «Книге Воды» таким стал сперва коммандер, а потом адмирал Джао – личность неприятная, но при этом цельная, волевая и непреклонная. Планы Джао разрушают непредвиденные факторы, но при этом воевать и пользоваться тем, что у него есть в руках, он умеет. Вот только замахивается на то, чего людям касаться не следует – и платит за это.
В «Книге Земли» основным противником является Азула, но антагонистом служит также и Лон Фенг, «министр культуры» Ба Синг Сё. Сюжетная арка столицы Царства Земли – это вообще отдельная история о манипуляциях, власти за троном, контроле населения, промывке мозгов – и Лон Фенг здесь ключевая фигура. Да, возможно, по чистой мощи он уступает другим – но опасен глава тайной полиции отнюдь не своей магией, что и проявляет.
Ну а в «Книге Огня» наконец-то появляется Хозяин Огня Озай, фигура не менее яркая, чем другие члены его семьи. Здесь мы впервые видим его лицо – которое могло бы принадлежать «совершенномудрому правителю», и даже чем-то напоминает старинные изображения великих императоров Востока. Не сразу, но с удивлением понимаешь, что Озай, правитель всех Огненных, на самом деле – едва ли не самая сдержанная личность сериала. Что во флешбеках, что в настоящем времени он очень редко повышает голос, он не впадает в бешенство – при том, что даже Айро временами срывается. Даже самые великие планы он излагает все тем же неспешным тихим голосом. Озаю нет нужды громогласно возглашать – его и так слушают в полной тишине.
И только когда небеса озаряются огнем кометы Созина, Хозяин Огня позволяет себе отпустить эмоции, выплеснуть вместе с магией пылающие чувства. Но это абсолютно ему не мешает.
Вообще, ярких персонажей всех планов в «Аватаре» много. Наемница Джун, похищающий лица Ко, могучий вождь Хакода, ставящий долг выше жизни смотритель тюрьмы, давно покойный друг Аанга Гиацу, нежная принцесса Юи, молчаливый убийца Взрыватель, яростный повстанец Джет и его отряд… и, конечно, Орден Белого Лотоса, где каждый – мастер, где каждый – сам по себе армия. Я уже молчу и про звериную часть команды – летучего лемура Момо и небесного зубра Аппу. Но о них говорить можно долго.
Так стоит ли смотреть Avatar: The Last Airbender? Если вы еще сомневаетесь – то, видимо, не прочитали того, что написано выше, и даже не пробовали смотреть.

И в заключение – немного о любимых сериях.
The King of Omashu. Чем мне нравится эта серия? Ну, во-первых, город Омашу сам по себе впечатляет – своей необычной архитектурой, тем, как применяется здесь сила Земли… а во-вторых, здесь впервые появляется чудесный персонаж – эксцентричный царь Буми с его трикстерской мудростью, нестандартными заданиями… и колоссальной Земной мощью. Момент осознания Аангом того, что на самом деле представляет из себя вроде бы дряхлый старик – бесценен… как и момент осознания его имени.
The Storm. Эта серия важна прежде всего для Зуко. До этого мы не видим причин его странствия, источника ожога на лице… хотя кое-что интересное и понимаем о принце, видя, как он держит слово и как сражается на Агни Кай. Но в рассказе Айро оживает прошлое – и Зуко становится понятнее, а его мотивы – ближе. И именно тут мы впервые слышим и видим Озая и Азулу – пусть лицо первого скрыто, а вторая не произносит ни слова.

The Blind Bandit. Первое появление Тоф. Масштабные бои с участием Земных всех мастей. Высокое общество Царства Земли… и как это может не понравиться? Впрочем, серия не просто служит «историей происхождения» для Тоф, но еще и помогает лучше понять ее мотивы; разумеется, при таких условиях у нее будет то еще отношение к правильным манерам и поведению в обществе.
Zuko Alone. Очень сильная эмоционально серия, сосредоточенная на Зуко, как и следует из названия. Фактически, тут две линии повествования – нынешнее странствие принца, и воспоминания о детстве… и цепляют обе они в равной степени. За одну серию мы узнаем об отношениях в правящей семье больше, чем за все предыдущее время; едва ли не единственный раз мы по-настоящему видим Урсу и Азулона, мать и деда принца… А еще стоит отметить, что несмотря на весь восточный антураж, серия вызывает однозначные ассоциации с вестерном. Честно, я подсознательно все время ждал музыки Морриконе на втором плане. Впрочем, эти ассоциации скорее усиливают впечатление, чем портят его.
Tales of Ba Sing Se. Сборник небольших новелл – о жизни персонажей в столице Царства Земли. Лично мне больше всего понравились три – о том, как Момо искал друга, о неловком свидании Зуко, устроенном дядей, и история самого Айро. Последняя зацепила больше всего; контраст между добродушным и веселым настроением всей истории и финалом запоминается надолго. А песенка, успокаивающая малыша, в конце серии приобретает совершенно иной смысл.

The Beach. Пляжные серии – непременный атрибут множества аниме, и служат они обычно для разрядки и смены настроения. Здесь же… иначе. Право же, за четырьмя Огненными на острове следишь с куда большим интересом, чем за побегом группы Аватара от Взрывателя (при всей динамичности последнего).
Именно в этой серии становится понятно, насколько же Зуко, Азула, Тай Ли и Мэй отличаются от «золотой молодежи» своей страны. Эта четверка, столь же юная, сколь и молодые бездельники, прошла войну, неоднократно рисковала собой, может с полным правом именовать себя воинами – в отличие от Чена и компании. И при всем несходстве характеров они друг другу куда ближе, чем иным сверстникам; пожалуй, Зуко, не разделяя идей Азулы о власти над миром, прекрасно бы ее понял.
Ну а разговор у костра на пляже, где высказываются все – даже Азула получает краткий момент душевной боли, показывающий, что она не настолько твердокаменна, как кажется – врезается в память.
The Avatar and the Firelord. Еще один экскурс в прошлое – на этот раз на много десятилетий назад. Зуко читает воспоминания Созина, Аанг слушает рассказ Року – но повествуют они об одном и том же, о своей дружбе и ее конце. Каждый момент веселого дружеского общения исполнен незаметной горечи – мы знаем, что Созин в итоге развяжет мировую войну, а Року не сможет остановить друга. И видим – как именно происходит размолвка, как рушится дружба… и как она могла бы восстановиться. Сцена, когда двое бывших друзей сражаются против ярости природы плечом к плечу – одна из самых впечатляющих.
The Day of Black Sun, p. 1-2. Двухсерийная история штурма Страны Огня – в некотором роде «зеркало» Siege of the North… и с тем же результатом в итоге. Эпическая картина, ставшая одновременно крушением планов для армии, явлением нового оружия Страны Огня, демонстрацией гамбитов Огненной семьи… и переломным моментом для Зуко, в очередной раз незаметно подчеркнувшим его мастерство боя. Не обошлось и без первой демонстрации Озая в деле – и впечатляющей.
The Firebending Masters. Путешествие Аанга и Зуко. Новые принципы владения Огнем. Новая культура внутри Огненной. Наконец – впервые живые драконы! Ну как такую серию не полюбить? Даже если бы там не было великолепных визуально вещей – а они есть.
The Boiling Rock, p. 1-2. Снова двухсерийная история – теперь уже завязанная на организации побега из тюрьмы. Однако «Аватар» не был бы «Аватаром», не добавь он к этой ветви отношения Мэй и Зуко, хитрые планы оных побегов… и в чем-то переломный момент для Азулы и ее подруг. А, и еще, как всегда, не сделали одномерным противника – поскольку смотритель, конечно, личность скверная, но долг ставит превыше своей жизни и даже не задумывается.
The Southern Raiders. Вот после этой серии понимаешь, почему Зуко так часто желают поставить в пару с Катарой – здесь притяжение несомненно. Впрочем, не в этом суть; в очередной раз поднимается проблема мести и убийства… и Водница находит в себе силы принять решение. Но отмечу, что неожиданно в тон всей серии играют и последние секунды – вопрос Зуко Аангу и шок от осознания у последнего.
Sozin’s Comet, p. 1-4. Окончание сериала, истинный Grand Finale. Если отбросить то, о чем я говорил выше (касательно смазанного финала), то четырехсерийная история кометы поражает с начала и до конца. Битва в воздухе и Airship Slice!. Взятие города Белым Лотосом. Примирение дяди и племянника. И, конечно же, два идущих параллельно поединка – потрясающе красивый бой брата и сестры, и первая встреча лицом к лицу Аватара и Хозяина Огня.
До этого Озая нам практически не показывали в деле, исключая краткий момент в Day of the Black Sun. Когда сериал лишь выходил, кое-кто даже предполагал, что Азула куда сильнее отца… и это была ошибка. Именно здесь Озай разворачивается во всю свою пламенную мощь – и даже для Аватара оказывается невероятно сложным противником (а до удачного камня – и вовсе непобедимым). Собственно, и осознание каких-то недостатков приходит уже при последующем обдумывании… а пока просто смотришь, широко открыв глаза.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 11 чел.



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура