SPOILER WARNING! Фильм страшный и жестокий: кровь, пытки, смерть — натуралистично показанные сцены насилия — делают его зрелищем, явно противопоказанным для детских глаз. Да и взрослым, пожалуй, есть, от чего содрогнуться. А еще фильм очень тоскливый. Тоскливый из-за своей спрятанной за красивой фэнтезийной оберткой, но от того не менее полной безысходности. Сказке, в которой жила Офелия, —пусть даже мрачной и жутковатой — не было и не могло быть места в окружающей ее действительности. И режиссер не оставил зрителю выбора: фэнтези или суровая реальность — уход от последней обернулся для Офелии не возведеннымее детским воображением троном принцессы, а лишь бессмысленной и трагической смертью. Понимание того, что сказка существует только в мечтах Офелии, приходит не сразу — благо в фильме хватает «отвлекающих маневров»: автор с помощью довольно неплохих спецэффектов играет со зрителем, показывая ему мифических существ, магические книги и прочие сказочные атрибуты. Вот только не клеится у Офелии история о принцессе, выполняющей три задания для подтверждения права на трон, — и чем дальше, тем очевиднее, что все идет неправильно, не так, как должно быть в сказке: и феи-жуки, и фавн, больше напоминающий черта (явный контраст с «Нарнией»), и его жутковатые нелогичные «задания». Фэнтезийный мирок окончательно рушится со смертью матери Офелии, когда его диссонанс с действительностью достигает своего апогея, вот только девочка этого не замечает, не хочет признавать — и тем самым неумолимо движется навстречу своей гибели. Довлеющую над фильмом атмосферу безысходности лишь подчеркивает тот исторический факт, что показанные героями испанские партизаны свою войну проиграли, что их локальный успех не спас их от разгрома и уничтожения в дальнейшем — будучи не в силах победить, они не могли спасти и несчастную «домашнюю» девочку, по воли судьбы попавшую в невыносимые для нее условия гражданской войны. Что же хотел сказать нам Дель Торо своим фильмом? Думаю, с одной стороны предостеречь от печальных последствий бегства из реальности в выдуманный мир — и это касается далеко не только детей, с другой — напомнить, сколь хрупка психика ребенка, особенно росшего в окружении материнского тепла и заботы, как легко ее необратимо травмировать даже без ужасов войны — просто безразличием и бессердечностью со стороны взрослых. Удался ли «Лабиринт Фавна»? В целом, да. После просмотра этой жестокой «Анти-Нарнии» на душе остается пусть и тяжелое, но довольно сильное чувство — значит, автору удалось зацепить зрителя «за живое» и свою задачу он выполнил. Хотя есть, пожалуй, фильмы и более мрачные, и более трагичные, и более трогательные.
|