Тигр и снег//Tigre e la neve, La
год: 2005 страна: Италия режиссёр: Roberto Benigni сценарий: Roberto Benigni, Vincenzo Cerami оператор: Fabio Cianchetti музыка: Nicola Piovani оригинальная песня«You can never hold back spring»: Tom Waits, Kathleen Brennan жанр: комедия, драма мировая премьера: 14 октября 2005 года в ролях: Roberto Benigni, Jean Reno, Nicoletta Braschi, Tom Waits и другие.
«Коль есть мужчина, мир сей не напрасен…»
Представьте себе венчание: в полуразрушенном храме трава под ногами, над головой звёздное небо, в пустую арку смотрит огромная луна. Приглашенные собрались. В стороне стоит пианино, за которым хрипловатым голосом напевает не то серенаду, не то колыбельную Том Уэйтс. Вбегает жених в туфлях, носках, трусах и футболке, в руках звонящий сотовый телефон. Оностанавливается, осматривается, осознаёт, где находится. При этом никто не обращает на жениха внимания, кроме священника. Тут входит прекрасная невеста и высоким поэтическим слогом говорит о своей любви примерно следующее: «Аттилио, Аттилио Джованни. Когда твоё я имя повторяю, Господь мне открывает двери Рая» и так далее. В конце подытоживает: «И я хочу заняться с тобой любовью», жених отвечает «да», а что б вы думали? Они целуются, и в воздух дружным хлопком летят вместо цветов и риса пробки от шампанского, очень много пробок. Таково самое начало фильма и очень красивое начало…
Венчание - всего лишь сон Роберто Бениньи, точнее его героя Аттилио. Он видит его каждую ночь, прекрасная невеста существует в реальности, но признаний в любви не делает и вообще всячески его избегает. Как говорит старина Фрейд устами приятеля Аттилио, всё дело в том, что мечту своей жизни он видит буквально, а не символически, например, в образе пингвинихи или игуаны. Стоит только попробовать увидеть… и мечта его жизни осуществится.
Герой и его возлюбленная писатели, точнее Аттилио – поэт и преподаёт поэзию студентам, а Виттория, так Её зовут, пишет книгу вместе с поэтом арабского происхождения Фуадом, их общим другом. Дело происходит в 2003 году накануне войны в Ираке. Никто еще не верит, что она всё-таки будет; вспомним как долго это «начало» длилось. И Фуад «в трудный для родины час» после пятнадцатилетней эмиграции решает вернуться. Он и отправившаяся вслед за ним Виттория попадают под бомбежку. Виттория серьёзно ранена. Узнав от Фуада о трагедии, Атилио летит в Ирак. А дальше зрителю предстоит увидеть, на что способен любящий мужчина, когда есть осознание того, что без Виттории можно «навсегда завернуть ковёр с небом, звездами, луной и солнцем», потому что жить нет никакого смысла.
Как вы думаете, что необходимо для выздоровления любимой, находящейся в коме, при полном отсутствии антибиотиков, капельницы с физраствором и хоть какого-нибудь питания? Разумеется, всё вышеперечисленное. Но еще молитва, мухобойка и много-много поцелуев. А также неисчерпаемая энергия и жажда жизни Роберто Бениньи. Аттилио в его исполнении насыщен множеством красок от нелепости, суетливости, беспомощности и невероятного обаяния, присущих герою в обыденной жизни до глубочайшего драматизма человека, находящегося в отчаянии в чужой стране в период вялотекущих военных действий.
И сколько бы не казалось странным сочетание только начавшейся Римской весны и бурлящих в крови всем понятных романтических флюидов с перенесением действия в военный Ирак, эти два мира очень органичны в картине и недоумения не вызывают. Несмотря на довольно неожиданные сюжетные повороты и испытания героев, режиссёру удалось создать настоящую сказку, очень солнечную, трогательную, заряжающую жизнелюбием своего героя. А интрига истории сохранится до финальных кадров.
«Тигр и снег» - это признание в любви, серенада, поэма, драма и комедия. Притом, что есть в ней такой знакомый зрителю по классическим итальянским комедиям и шум, и гам и тарарам, в фильме очень много лирики, красоты и неисчерпаемого жизненного оптимизма. Сценарий – «песня», диалоги впору растаскивать на цитаты. Посудите сами: Он (приглашая Её на свидание) – «поедемте ко мне домой, посмОтрите, где я мою посуду»; Она (напрашиваясь в «гости» к Нему) – «я бы взглянула, где вы моете тарелки»; Он – «любящий мужчина – это тоже достопримечательность» и так далее. Красивейшие кадры удовлетворят самого искушенного зрителя, благо действие картины разворачивается и в Риме и в Багдаде и где-то на бескрайних просторах пустыни с непременными горящими нефтяными скважинами, верблюдами, брошенными домами. Богатый материал бесконечно интересно использован в картине. Музыкальную тему впору заслушать «до дыр», музыка Никола Пиовани в лучших традициях драматических историй любви. Вспомните «Завтрак у Тиффани» и знаменитую мелодию Генри Манчини. Вполне достойное сравнение. Кроме того, фильм необычайно украшает оригинальная песня Тома Уэйтса и Кетлин Бренан «You can never hold back spring», всплывая снами-фрагментами на протяжении всего фильма. Две яркие темы идеально сочетаются, незаметно переходя одна в другую, сливаясь и снова расходясь. Помимо всего сказанного невозможно не заметить, что муж и жена Роберто Бениньи и Николетта Браски сделали какое-то очень личное, «своё» кино, поделившись этой радостью со зрителем, за что и благодарим.
Так при чём же здесь тигр и снег, спросите вы? О, вы увидите и то и другое. Всё сразу. Прямо посреди жаркой итальянской весны. И это будет незабываемо!
P.S.: прообразом Аттилио Джованни, по признанию Роберто Бениньи, является поэт и отец знаменитого Бернардо Бертолуччи, Аттилио Бертолуччи.
Маргарита Троф
|