World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (36)
-связки


 Промо
-постеры (32)
-кадры
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk
-mojo
-rottentomatoes


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)
-википедия (uk)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (1)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 73, последняя: 2024.01.11

Александр Невский (1938, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 32 | кадры 0
Александр Невский


НазванияAleksandr Nevskiy / Alexander Nevsky / Aleqsandre Neveli
ПроизводствоСССР
Форматполнометражный фильм
Хронометраж112 мин.
Жанрдействие, драма, исторический, военный фильм
Первый показ1938.11.25 (СССР)
Режиссёр Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев
Сценарий, идея Сергей Эйзенштейн, Пётр Павленко
КомпозиторСергей Прокофьев
В ролях Андрей Абрикосов, Николай Черкасов, Николай Охлопков, Дмитрий Орлов, Василий Новиков, Николай Арский и другие


Средний балл8.3 из 10
Проголосовало
91 чел.
Место в рейтинге386 из 8108
Проголосуйте 





Краткое содержание

Князь Александр Ярославич (Николай Черкасов), прозванный Невским за победу над шведскими рыцарями, удалился от дел государственных в Переславль. Однако угроза вторжения ливонского ордена, подходящего к Пскову, понуждает жителей вольного города Новгорода просить князя возглавить войско, состоящее из дружины и народного ополчения. Битва на Чудском озере, случившаяся зимой 1242-го года, стала одной из светлых, героических страниц отечественной истории.



Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2008.05.04Авторская оценка:  8/10

В полном, шеститомном собрании сочинений Сергея Михайловича Эйзенштейна можно найти его не лишённое досады замечание, что после «Александра Невского» пришлось «тянуть героическую лямку». Из всех произведений гения советской и мировой кинематографии именно этот фильм удостоился поистине всенародного признания, когда вскоре после премьеры в ноябре 1938-го его показ состоялся, по личному указанию Иосифа Сталина, буквально в каждом кинотеатре страны. Эйзенштейн, привлёкший в сорежиссёры Дмитрия Васильева1, а к написанию сценария – начинающего кинодраматурга Петра Павленко, оказался вполне заслуженно отмечен Орденом Ленина и Сталинской премией. «Александр Невский» так и остался лучшим и, возможно, единственным выдающимся достижением т.н. «оборонного» течения в отечественном «важнейшем из искусств», призванного поднять патриотический дух граждан в канун великих потрясений. В отличие от ряда коллег, довольствовавшихся упрощённым, плакатным, почти условным изображением картин предстоящих сражений с врагом в том случае, «если завтра война», Эйзенштейн провёл кропотливую исследовательскую работу, опираясь и на славянские, и на германские летописи. И, в принципе, очень удачно прибегнул к эзопову языку, придав реконструируемой битве на Чудском озере такое звучание, чтобы ни у кого точно не осталось сомнений в жгучей злободневности экранных событий.

Благородный арийский профиль Великого магистра Тевтонского ордена Фон Балка – вылитой ницшеанской белокурой бестии… Шлемы пеших псов-рыцарей, своей формой недвусмысленно напоминающие каски солдат Вермахта… Искусство дипломатии, продемонстрированное Александром, коротающим время за простым, но благородным делом, при встрече с эмиссаром монголо-татарской орды… Уникальная тактическая уловка, «подсказанная» мужицким анекдотом про лису, застрявшую между двумя берёзами и «лишённую девичьей чести» зайцем… Наконец, картины зверств2, чинимых иноземными захватчиками, огнём и мечом насаждающими свою веру, и героического сопротивления псковичей, которые точно не выглядят надуманными, формальными. Эти красноречивые детали свидетельствуют не столько о добросовестном выполнении важного социально-идеологического заказа3, сколько – об удивительной прозорливости художника, чью правоту и в частностях, и в целом подтвердит сама История!

И, безусловно, нельзя умолчать о колоссальных зрелищных достоинствах фильма, оказавшего огромное влияние на масштабные исторические постановки самых разных стран4. Можно долго вести спор о значении и выразительности визуальных образов, как, например, о противопоставлении белых одеяний русских крестьян – и по-иному белых облачений крестоносцев. О замечательном музыкальном сопровождении, выходящем за рамки ранее воспетого режиссёром контрапунктного использования звука. О грамотном введении второплановых характеров и сюжетных линий, уравновесивших громкий пафос юмором и лирическими отступлениями. Наконец, о драматургическом построении материала, позволившем совместить динамику и размах в изображении кровавой сечи с размышлениями о тайных механизмах движения Истории.


__________
1 – Его более поздние, самостоятельные постановки, увы, свидетельствуют об отсутствии яркого дарования.
2 – Правда, нечто похожее на самые эффектные кадры – с младенцами, бросаемыми рыцарями в пламя, – прежде можно было видеть в трагедии «Стачка».
3 – А посему ироническое, если не издевательское, цитирование главного тезиса («Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет») Виктором Аристовым в «Порохе» /1985/, посвящённом Блокаде, всё же не кажется безусловно оправданным.
4 – Вопиющий пример – использование во «Властелине колец» /1978/ американским мультипликатором Ральфом Бакши эйзенштейновских кадров для ротоскопа.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Seriy_pes | СА?: меньше месяца | отзывов 1, их сочли полезными 1 раз 2007.08.03

Фильм снят очень хорошо. По внутренней наполненности не то, что не уступает, а шибко превосходит творения современных киноделов. А внешнее...А вот во внешнем еще вопрос, уступает ли. Кино с его не нарисованной, а реальной массовкой получилось очень живым. Нет там особых спецэффектов...Ну так в фильмах такого пошиба они в число обязательных атрибутов и не входят. Не говоря уже о том, что ему в следующем году исполнится 70 лет. Поначалу - во время титров - слыша в наушниках молчание - даже стал опасаться, что он еще и немой. Ошибся. Сюжет и его исполнение довольно просты и незатейливы: ловля рыбы в Переяславле, встреча и легкая рукопашная потасовка с татарами - вече Новгорода - разоренный Псков - призыв Александра на княжение - подготовка к бою - бой - раздача плюшек своим и люлей различного калибра чужим. В принципе, все. Вспоминаю "все гениальное - просто". Фильм - патриотический. Сильно так. И свою задачу выполняет на "отлично". Плюс вкрапления хорошего юмора, немного любовного привычного по другим фильмам "два друга и одна любимая", разрешившаяся согласно пословице "и волки сыты, и овцы целы", благо под руку попалась дочка воеводы - сама тоже боевая барышня, заправившая косы под кольчужку и активно месившаяся на поле боя. Красиво, просто и качественно поданная моралистика, без пустого пафоса, вызывающего обычно нечто среднее между тоской и тошнотой. Нет нудных диалогов - лимит фраз строго ограниченный и используется по делу: сильное слово там или хорошая шутка. Как любителя стратегий порадовало, что показали реально применявшиеся тактики боя, начиная от известной всем "свиньи", продолжая грамотным окружением и реально применявшихся тактик расправы пехоты над тяжеловооруженными рыцарями - танками того времени. Та же оборона крестоносцев, вылившаяся в контратаку - тоже интересно и показательно. Нашлось место и осуждению предательства. Когда оного поймали, обошлись без соплей. "Народ решит! " - сказал Невский. Народ решил. В полном обмундировании воевода-предатель только и успел, что страшно крикнуть, перед тем как на него кинулось разом человек тридцать и голыми руками, надо полагать, на части раскрошило. Никакого всепрощения. Предал, значит враг. Врагу - смерть. Без соплей и позывов к каким-то конвенциям.

Хорошее, живое кино, с меткими вставками юмора. Не скажу, что оно повлияло на меня как-то очень ярко. Оно спокойное. Не бьющийся в порывах ветра костер, но спокойное пламя огня. Чувствуется спокойное и крепкое осознание силы.

Нет, я прекрасно понимаю, что в реальности все было не так. Начиная от немного до почти полностью. Но в таких делах я предпочитаю мод объективности обесточивать, и вспоминать о нем как-нибудь попозже. Он тут ни к чему. С говном смешать можно любую идею, привести к низости и самодовольству можно почти любую мотивацию. Но только если видеть вокруг и впереди, и наверху только говно и грязь, то и стремиться, в общем, кроме как туда, никуда и не останется. Ну, еще вариант остаться и сдохнуть, никуда не идя. Что мне рисуется абсолютно неинтересным и малопривлекательным. Но если взять некое идеалистическое абстрактное нечто, являющее собой скопление всего самого лучшего для тебя, как истовик-камень в "Молодом Волкодаве" или тот же философский камень у алхимиков, то, как в обоих случаях, хотя ты никогда и не достигнешь этого чего-то, но по пути обретешь куда как больше, чем ожидал. И жизнь будет прожита уже не зря.

Еще мысли. 1938й год. Война, которая ВОВ, начнется через считанные годы. А ВМВ уже вот-вот на пороге и готова разразиться. В фильме не звучит определение "ливонский орден". Рыцарей этого ордена зовут иначе - немцы. И только так. Что дает основания полагать, что об угрозе Германии все-таки знали. И еще фраза: "Защищаться не умею, а бить будем! ". Вкупе с вышесказанным замечанием дает примерно ту же картину, что описал Резун, когда войска, склады, аэродромы были подведены вплотную к границе с Германией, когда была частично снесена и полностью покинута "линия Сталина". Никто не собирался защищаться...от немцев. Собирались бить. И идея эта мне кажется очень четко поданной через фильм.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (есть 1 ответ)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура