«Вайолет Эвергарден» (фильм)
Трудно писать рецензию на шедевр. Даже если этого тебе очень хочется. В отличии от низкопробной гадости, которую, напротив, рецензировать очень легко. Что поделать – хвалить всегда тяжелее, чем ругать. Особенно в том случае, если посмотрев это анимэ уже без малого сутки назад ты по-прежнему не можешь прийти в себя. Если ты понимаешь, что это одно из лучших анимэ, что ты видел в принципе. И если начало этого тайтла (сериал 2018 года) было одним из тех анимэ, из-за которых ты вообще начал их смотреть. Что ж, Вайолет, это всё о тебе.
Сразу обозначусь: говорить я буду обо всём тайтле в принципе. То есть и о сериале, и о первом фильме (2019 года) и о втором – завершающем эту историю. И делающим её тем, чем она является. А «Вайолет Эвергарден» - это не просто великолепное анимэ. Это одна из лучших драм на моей памяти. Причём, даже не среди военных драм, а вообще. И даже не среди анимэ, а вообще. Может, конечно, я сейчас и преувеличиваю, всё ещё находясь под мощным впечатлением, но, тем не менее, я думаю именно так.
История эта прекрасна всем.
Она прекрасна и своим техническим исполнением. Это настоящий визуальный шедевр, по факту вставший в уровень с лучшими работами Макото Синкая. Капли дождя, солнечные лучи, струящаяся вода, закаты, морские и лесные пейзажи – ты словно смотришь на оживающие картины художников XIX века. Это завораживает. На это любуешься. Этим наслаждаешься. В это погружаешься.
Она прекрасна музыкальным оформлением. А оно в этом анимэ – одно из лучших, что я видел. Причём, не только в анимационном кинематографе. А завершающая музыкальная тема (особенно в связке с тем, что только что произошло на экране) – и вовсе нечто невероятное.
И она прекрасна сюжетом… История девушки, покалеченной войной – и физически, и эмоционально. Той, что вернувшись в мирную жизнь (которой она не знает и боится) избрала профессию «автозаписывающей куклы» - человека, пишущего письма для других людей. И помогающего им высказать то, что на душе. Дающего возможность этим людям стать счастливыми, признаться в любви, пробросить прощения, просто поговорить наконец с теми, с кем им очень нужно поговорить. Про это сериал, каждая серия которого – чья-то история. Чья-то жизнь, которую Вайолет делает лучше. При этом она сама – ребёнок с абсолютно уничтоженной психикой, сломленной, обожжённой. Она не может испытывать эмоции. Точнее, испытывает, но не знает, что они такое и что с ними делать. Она их не понимает. И помогая другим она шаг за шагом сама приближается к тому, чтобы самой понять: что такое любовь, что такое счастье, что такое человеческое тепло. Когда закончился сериал – он словно оборвался на полуслове. Потому, что среди всех этих красивых и трогательных историй, от которых буквально не хотелось отрываться, не было истории самой Вайолет.
Она была рассказана в этом фильме.
В фильме с одной из самых эмоциональных и трогательных концовок, что я видел. Повествование в нём разделилось на две сюжетные линии. И в первой (формально – основной) действие происходит лет через 50 после событий сериала. Когда уже нет профессии «автозаписывающих кукол» (её вытеснил технический прогресс, принесший телефоны и радио). И когда внучка одной из тех, кому когда-то помогла Вайолет, захотела выяснить, куда же она исчезла. Что произошло с человеком, подарившим их семье счастье. Вторая сюжетная линия – это как раз и есть история Вайолет. И её воссоединения с тем, кто для неё важнее всех… И всё вместе это настоящий эмоциональный катарсис всего анимэ. В котором две изувеченные, обожжённые души наконец исцеляют друг друга. Для них это очень непросто. Как сказано в одном старом фильме: «А что один проклятый может сказать другому проклятому?». Авторы доводят дугу развития персонажа до настоящего пика: когда Вайолет, не проявлявшая эмоций вообще никогда, начинает плакать – это неимоверно мощно. Её душа просыпается от чёрного полусна, в котором находилась. И ты понимаешь, что дальше всё будет уже хорошо. И какой же там финал… Концовка… Сцена их встречи и воссоединения. Чёрт возьми, я не удивлюсь, если люди в кинозалах плакали. Это до такой степени трогательно и сильно, что я даже не знаю, с чем сравнить. Ну, и финальный план, где Вайолет уходит в ночь по дороге... Я пересматривал его трижды. А потом досмотрел до конца титров. До последнего кадра, ставшего окончательной эмоциональной точкой всего того, что я только что увидел.
Пожалуй, на данный момент это лучшая работа легендарной студии «Киото Анимейшн». Что особенно впечатляет с учётом того, какую они пережили трагедию. Когда сумасшедший фанат поджёг здание студии и убил немалую и значительную во всех смыслах слова часть творческого коллектива – они свернули работу почти над всеми своими проектами. Кроме «Вайолет Эвергарден» - им было важно закончить эту прекрасную историю. И у них получилось.
Впрочем, иного я от Вайолет и не ожидал. Такая уж у неё работа – делать людей счастливыми. И она более чем заслужила счастье для себя самой.
Прощай, Вайолет Эвергарден. Спасибо за всё.
|