Брошу небрежно горсть мыслей, оставшихся после просмотра сего чудного творения GHIBLI.
Прогресс парадоксальная штука: изначально призванный служить на благо обществу, удовлетворять самые насущные потребности людей, он за последнее столетие превратился в самое мощное средство преобразования мира и этого самого общества. Значимо, что подлинная революция свершилась не в технике или производстве, а в умах. "Бытие определяет сознание", - говорил классик и в наше время "общество потребления" незаметно превратилось в самоцель. Прогресс сделал жизнь людей на планете ярче, насыщенней, дал им свободу и "либеральные ценности", долгожданные "хлеб и зрелища", наконец. Но вот вопрос: в чем смысл всего этого? Ради чего? Философия общества потребления не может ответить на него. Отсюда конфликт старого и нового, отцов и детей, патриархального общества традиций и политкоректного электората - конфликт классов, культур, мировоззрений. На Западе это столкновение не так заметно - там все свершилось постепенно, "американская мечта" имеет давнюю историю и потому острые углы противоречий оказались существенно сточены. Не то в Японии. Революционный промышленный скачок в кратчайшие сроки перевел некогда отсталое государство в ряды мировых лидеров, конфликт традиции и западного конформизма в Японии оказался спрессован, сжат и куда более концентрирован, чем в той же Америке. Японская культура впитала это столкновение и по-своему осмыслила. Отсюда и та философская составляющая, призванная разрешить этот конфликт, что так привлекает поклонников восточной культуры.
Spirited Away как раз об этом. Это удивительное произведение. Удивительное своей эстетикой и странным послевкусием, оставшимся после просмотра. Несчетное число раз было говорено, что у Миядзаки глубоко индивидуальное видение мира - взгляд не просто человека, умудренного жизнью и сумевшего сохранить и преумножить редкостное в наши дни чувство любви и сочувствия к ближнему, а человека, смотрящего на мир широко раскрытыми доверчивыми глазами ребенка, чуткого ко всему прекрасному и снова заново открывающему для себя красоту таких знакомых и "банальных" картин бытия. Недаром главная героиня аниме - девочка Тихиро. Кому как не ребенку с чистым и незамутненным взглядом можно поручить задачу познания нового-хорошо-забытого-старого мира. Дети всегда непосредственно воспринимают действительность, видят ее такой, какая она есть. Взрослые редко на это способны. В нас поселилось кислое недоверие ко всему новому, взращенное на почве реалистичного искусства и в этом мы ущербнее детей.
Глубоко иронично, если не сказать с сарказмом, рисует Мастер "взрослых" родителей Тихиро - нельзя все мерить на деньги, а толстый кошелек, практическая сметка и умение договариваться в мире духов бесполезны. Мир купален Абурая не простит ни лени, ни трусости, ни предательства, а вот честность, трудолюбие и умение сострадать придутся ко двору. Намеренно или нет, Миядзаки словно противопоставляет два мира: прошлое и настоящее Японии - мир духов миру "деловых" людей.
Мир духов, куда попадает Тихиро с родителями словно иное отражение современной Японии - взгляд на себя с иной стороны. Познание себя и своих истоков. Забыть их - значит "забыть свое имя", стать частью системы, хочется верить, органически чуждой самобытности японского народа.
Разная мораль, разные идеалы. Другое не значит плохое, страх и неприязнь, что поначалу испытывает Тихиро, оказавшись в ином мире идут от непонимания. Мораль купален не лучше и не хуже морали современного мира - она просто другая. Но, в отличие от нашего мира, в ней есть своя внутренняя красота, естественность, если хотите. Тот, кто видел иной мир, его не забудет - "встречи никогда не забываются". Вот и Тихиро вынесла оттуда все же нечто большее, чем свое имя и завязку для волос - воспоминания о том, каков мир на самом деле.
Во время просмотра меня не отпускало подспудное ощущение, что я не смотрю это аниме, а читаю удивительную книгу. Книгу немного грустную, но все-таки светлую, как небо над затерянным во времени и пространстве, по ту сторону от заброшенной станции миром духов, так похожих на людей.
|