Сложнее всего описывать свои впечатления в двух случаях. Во-первых, когда произведение тебя проняло настолько, что ты после его просмотра находишься в своеобразном культурном шоке, так что тебе с трудом удается облечь свои ощущения в некий связный набор слов. А во-вторых, когда произведение не произвело на тебя особого впечатления, но при этом в нем вроде бы нет явных отрицательных моментов. Последнее – как раз случай "Saikano". На протяжении всего просмотра меня не покидало ощущение, что "ну все, теперь, конечно, что-то будет". И все к тому располагало, казалось бы: обычный он, обычная она, обычное вокруг. И вдруг все переворачивается с ног на голову, она становится чем-то совсем непонятным, привычный мир вокруг рассыпается на мелкие кусочки под первыми ударами войны, а он, как и полагается, пытается разобраться в себе и в своем месте в этом изменившемся мире. Более того, создатели "Saikano" выбрали отнюдь не тривиальный способ раскрытия классической темы "подросток на войне". Да, конечно, это не меха, так что вроде бы и взятки гладки, но все же акцентирование внимание не на героях, не на боевых действиях, а на том, как рушится привычная мирная жизнь обычных людей, - это не самый распространенный в аниме сюжет о войне. Это только добавляет реалистичности, ведь обычные люди могут почувствовать дыхание войны на себе именно тогда, когда воздух режет сирена воздушной тревоги, когда рядом с тобой здание рассыпается от прямого попадания бомбы, когда человек, с которым ты еще минуту назад весело беседовал, уже больше никогда не сможет сказать тебе "привет". Так что жизнь персонажей второго плана в "Saikano" показана очень хорошо. Они кажутся по-настоящему живыми людьми, каждый – по-своему любопытен, каждый – со своими проблемами (куда уж без них). И каждого из них по-своему ломает война. Кто-то гибнет, когда тихий морской городок впервые вздрагивает от удара вражеской авиации, кого-то эта первая атака заставляет изменить взгляд на жизнь, ну а кто-то до самого последнего момента отказывается верить в то, что война уже здесь, и пытается жить так, как будто ничего не случилось. Раз в центре внимания сценаристов оказалась старшая школа, то нас, конечно же, ждут очередные вариации на тему любовных многоугольников. Конечно, военные действия вносят свои коррективы в развитие традиционных проблем среднестатистического японского ученика старшей школы. И тут мы снова видим, как "Saikano" показывает нам вполне жизненные ситуации. Тут нет передергиваний, характерных для обычных представителей жанросочетания "школа, повседневность", да и нет в них нужды – все делает война. Война сводит вместе случайных людей и война же разлучает их навсегда. Война сама разрешает все возникающие недомолвки, сама заставляет людей открыто высказывать свои чувства, сама решает, какое будущее уготовано каждому из героев. Вот только у войны всегда один ответ на все вопросы и одно средство от всех проблем – смерть. Но самое печальное в "Saikano" то, что все вышеописанное занимает лишь малую долю хронометража серий. Большая же часть времени отводится истории простого парня и девушки, которая стала совершенным олицетворением стихии разрушения. А печально это потому, что, несмотря на по-настоящему трагический характер истории Чисэ и Сюдзи, показана эта история в максимальной степени неумело. Я все спрашивал себя, что же не так сделали авторы "Saikano"? Почему, не смотря на более чем подходящий склад характера, мне становится скучно при просмотре очередной серии? Почему я с волнением слежу за второстепенными героями, но остаюсь почти равнодушным к главным персонажам? Я так и не смог сформулировать для себя ответ на этот вопрос. Возможно, дело в специфическом стиле рисовки Гонзо, когда герои, в первую очередь главные, изображены сильно похожими на бесчувственные манекены. А может быть, несколько переборщили с количеством слез в единицу времени. Так или иначе, но именно из-за этого просмотр "Saikano" становится далеко не самым интересным времяпрепровождением.
|