Хороший сюжет — он подобен хорошему самолёту. Знакомые авиационные инженеры говорили мне, что при современном уровне развития технологий можно заставить полететь хоть корыто. Поэтому задача инженера не в том, чтобы самолёт полетел в принципе, в а том, чтоб он летал хорошо. И вот тут начинается борьба компромиссов — хочешь больше скорости, можешь почти ничего не выиграть, но получить непредвиденно большой расход топлива, хочешь маневренности — будет больше вероятность срыва в штопор.
Немало видели мы фильмов, подобных летучему корыту — благодаря «современным технологиям» они «вылетели» на экраны, да только вот сюжет в них... даже вспоминать не хочется... Бывают фильмы, такие как «Стимбой» или «Призрак в Доспехах. Невинность» - вроде и авторы умные, и идеи ничего, но — свалили всё в кучу, и сюжет не «летает», а, скорее, делает какие-то странные кульбиты.
Мия-сенсей, буквально выросший на авиационной фабрике, все эти вещи понимает, но даже у него порой сюжеты выходят не очень — например (простите, девочки) «Ходячий Замок» с его скомканным финалом «совершил жёсткую посадку», имхо.
Вот и кажется мне, что кое-чего Макото-сан в «Ловцах забытых голосов» не рассчитал. Об этих недочётах мы и сначала и поговорим.
Итак, в один из моментов фильма мне показалось, что «учитель» на самом деле шотландец и фамилия его МакЛауд. Ну, сами посудите: женщины — по крайней мере мама героини — носят брюки, детей преследует, если не ошибаюсь, вертолёт «Кобра», появившийся во время вьетнамской войны, фотографии кецалькоателй в альбоме у «учителя» - цветные. Это, как и многие другие детали, говорит нам о том, что действие фильма разворачивается самое раннее в середине семидесятых, притом что бежевенькие школьные пиджачки — вообще, наверное, атрибут чуть ли не нулевых годов двадцать первого века.
Внезапный флешбек: девушка в костюме начала века двадцатого сидит у кровати сенсея и читает газету с заголовком “The War is Declared”. Какая такая война? Ну, судя по платью, и по тому, что сенсей в следующем флешбеке вовсю валит немцев, носящих форму образца года эдак 1917, та самая, Великая, Первая Мировая. В этом отношении очень логично выглядело бы, если б возлюбленная «учителя» умерла именно от испанки — привет Эдварду Каллену и всем поклонницам «Сумерек»!
Короче говоря, по логике вещей, между войной и временем, в котором происходит действие фильма, прошло никак не меньше шестидесяти лет. При этом «учитель» выглядит почти таким же молодым. У человека, чьё детство и ранняя юность пришлись на лихие девяностые, реакция будет однозначной: “...I am immortal, I have inside me blood of kings, HEY! ...”(c) Фредди Меркьюри.
И тут вдруг оказывается, что Англию до первой мировой войны и Японию конца ХХ века разделяет всего лишь одно десятилетие. Хм-м... Особенно если заметить, что лекарство, так и не выпитое несчастной суженой «сенсея», было в капсулах, расфасованных в блистерные упаковки (они появились в 60х), речь явно идёт о какой-то альтернативной истории... Впрочем, нет, на самом деле всё, конечно, куда проще. «Я хочу, - сказал Синкай, - чтоб была война, и он на неё пошёл, а она в это время умерла от болезни, а он потом пытался её воскресить. Только ведь подходящая война была в начале века, а у нас уже конец. Ну и ладно, я художник, я так вижу! » Если честно, ничего не имею против художественного вымысла. Но всё же я привык к тому, что если слоны летают, то авторы дают этому какое-то объяснение в рамках своего мира. Мне же исторический диссонанс сильно испортил впечатление от просмотра, увы.
Вторая логическая заковыка — это сама Агарта, вернее, её «потаённость». Ну действительно — все кому не лень набИгали на эту самую Агарту и самоотверженно её ограбляли. Для того, чтобы опустошить страну так, как показано в фильме, одной лишь небольшой зондеркоманды явно не хватит. Даже просто столько народу перебить и столько сокровищ утащить — уже для этого нужны люди, причём немало. В общем, если когда-то агартяне и были белыми и пушистыми пацифистами (а они такими не выглядят), всё равно приходили к ним армиями, причём не так давно — города во флешбеке жгут немецкие солдаты всё в той же форме конца Первой Мировой, которая, по хронологии фильма, была лишь десятилетие назад. Ну, а что известно целой армии, совсем уж ото всех не скроешь — или, скажете, промелькнувший в кадре Цезарь брал со своих легионов подписку о неразглашении? В общем, либо про Агарту известно всем и давно, либо никто туда не ходил, и агартяне сами довели себя до такой хорошей жизни. Третьего, боюсь, не дано.
И вот тут, если честно, мои претензии к Синкаю, по большому счёту, иссякают. Ну, подумаешь, едят агартяне палочками и говорят по-японски — в конце концов, у них там течёт вода жизни, может и люди начинают общаться на каком-нибудь языке эмоций, как в “The Foundation” Азимова. Самой же Агартой я по-настоящему любовался — не знаю, где уж Синкай черпал вдохновение, но архитектура, одежда и внутреннее убранство помещений если и напоминают какую-либо из реально существовавших человеческих культур, то лишь в общих чертах. Или, точнее, волшебная страна Макото-сана похожа на много разных культур сразу, потому создаётся впечатление, что это и правда такая вот Агарта, а не подземный Тибет какой-нибудь.
Впрочем, даже это не самое главное. Главное то, что Синкаю я верю. Верю в мотивацию его персонажей, верю в его сюжет. Да, некоторые вещи, возможно, стоило бы раскрыть поподробнее: к примеру кецалькоатлей и красноглазых призраков — но в целом они понятны. Четыре года работы и множество идей, выношенных за это время и ранее, не так уж легко уложить в два часа — но всё равно у Синкая получилось это вполне внятно, в отличие Кацухиры в всё в том же «Стимбое» (про «Акиру» не говорю, не та «весовая категория»). «Роялей в кустах», как, к примеру, во «Властелинах Времени» Лалу, Макото-сану тоже удалось избежать. Два «претендента» на это звание — внучка старейшины, спасённая главными героями, и человекоподобный кецалькоатль — всё же появляются в фильме не один лишь раз, а потому не считаются. Стоит лишь немного довести до ума логику произведения — и получится шедевр.
В общем, получилось то, что получилось. Но Синкай ясно показал нам: делать хорошее кино он может. В общем, я держу за Макото-сана кулачки и жду его следующей картины. Уверен, уж ему-то найдётся чем нас порадовать.
|