Ожидания были очень высоки. После просмотра можно было уже и не сомневаться, что они были слишком высоки. Тем не менее, этот фильм легко можно рекомендовать всем: красивый, захватывающий, выразительный, он не может не вызвать восторга.
Ведь все, вроде бы, правильно: есть милая девочка Асуна. Есть таинственный мир под землей, что хранит тайны жизни и смерти. Есть путешествие, с помощью которого можно будет ответить на непростые вопросы… Какая плодородная почва для шедевра!
Для начала у зрителя завоевывают доверие к главной героине и показывают, какая она умная, хозяйственная и самостоятельная - Асуна вынуждена расти быстро из-за ранней потери отца. Но, несмотря на все признаки «очень хорошей девочки», Асуна сочувствия не вызывает. Ее действия недостаточно мотивированы, ее характер не развивается на протяжении фильма, поэтому и полного сопереживания нет. Для меня она так и осталась импульсивной девочкой-одиночкой.
В конце концов, Асуна так и не ответила на вопрос "Зачем она пришла в Агартху?". Ради Сюна, такая вот история любви? Не верится. К слову, от этой же проблемы страдают и остальные герои: обрывки предысторий слишком малы, чтобы оправдать их действия и решения. Например, Син слишком быстро привязывается к Асуне, легко отвергая идеалы своего народа ради девочки, с которой только что познакомился. В итоге, чем начали, тем и закончили: ожидаешь сильный и мудрый финал, соответствующий масштабу фильма, а получаешь титры и "хало, гудбай энд хало”. На столь серьезную тему я бы предпочел более зрелую работу.
И если это фильм о смерти, о том, как люди понимают и реагируют на нее, то странно, что обделены вниманием родители Асуны. Ладно, отца она почти не помнит, и он ей не интересен, но мама? “Живые важнее, чем мертвые”, - произносится в конце. Так как же мама Асуны? Как она преодолела свою утрату? В чем нашла утешение? Жаль, что в жизни Асуны ей уделено так мало места.
Персонажи не лишены эгоизма. Особенно Морисаки с его навязчивой идеей. Без тени сомнения использовать Асуну как жертву - подобная решимость просто пугает. Не удивлюсь, если в итоге он невозмутимо пожал плечами: не получилось здесь – поищем в другом месте. И потратит еще 10 лет на поиски, залезет куда-нибудь еще глубже, или выше – силы воли ему не занимать. Человек, который знает, чего хочет, и не видит преград на пути к своей цели.
К сожалению, самый длинный фильм Синкая в силу неровной динамики произведения оставил множество незавершенных сюжетных линий. Сложилось впечатление, что Асуна поиграла в какую-нибудь компьютерную игру под названием «Sayonara: последнее "прощай"». Поиграла, всплакнула и побежала на улицу.
Может быть, все потому, что Макото Синкай – независимый создатель. Он и режиссер, и сценарист, и художник - ему, как основному рассказчику, не хватает взгляда со стороны.
Но приятно, что Синкай не остался на комфортной для себя территории.
P.S.: В одном из интервью Синкай упомянул, что дизайн персонажей выполнен в стилистике серии Театра мировых шедевров) А то все: «Миядзаки, Миядзаки! ..»
|