Сегодня залпом начал и завершил знакомство с Мадокой. Общие впечатления: Симбо - Мастак с большой буквы, выдал очередную конфетку с пищей для ума и глаз. Действительно, в Мадоке есть все, что хочет и любит видеть зритель: отличный саундтрек, вновь неповторимая и чарующая рисовка, всепогружающая режиссура, мощные битвы, очаровательные персонажи с хорошо раскрытыми чертами, продуманный и обоснованный сюжет, сложные с многочисленными подтекстами идеи. Революция в жанре - да, характерные особенности предыдущих творений - да, напряженная атмосфера - да, персонажи, которым невольно сопереживаешь - да и т.д. Можно ставить 10 из 10 и не забыть приписать Шедевр? Стоп!
Теперь нюансы. Многие восхищаются драматизмом, жестокостью, хладнокровием и ужасом бессилия, которое постепенно переполняет сериал. Лично я в этом плане никак не могу назвать Мадоку шедевром. Почему нет? Потому что сюжет, переживания персонажей и впечатления от просмотра очень напитают Бокурано и в особенности Клеймор. Напоминают и в этом же плане превосходят Мадоку. Чем? Да банально тем, что махо-седзе - это все-таки детский жанр. И какой бы эксклюзивной Мадока не была, от этой особенности ей избавиться не удалось. Ведь существование магии, чуда, всесильных зверушек - это все то, что позволяет избежать суровой и безвыходной действительности. В Клеймор нет место чуду, нет разумных зверушек предлагающих контракт на основе обмена, нет путешествий во времени. Зато есть бесчеловечная организация, не ждущая твоего согласия и не дающая ничего в обмен. Каждую воительницу не только ждет безысходная кончина, но еще презрение, ненависть и страх со стороны всего мира. Волшебницы в Мадоке вольны выбирать вступать в ту или иную битву, а воительницы в Клеймор - безвольное мясо. Все еще не думаете, что девочки в Мадоке купаются в сладкой пудре? Тогда вспомним Эльфийскую песню. Да, да, очень странно, что здесь ее никто не вспомнил. Только лично я сравниваю с мангой, т.к. она намного полноценней и трагичней. В чем же тут сходство? В том, что в обоих произведениях поднимаются многие подростковые вопросы. В том, что диклониусы - тоже выбранные девочки, на которых лежит пускай противоположная цель, но судьба очень похожа. Их темная сущность также потихоньку начинает одерживать верх, многие этому не сопротивляются. Но есть те, кому дороги люди, есть то, что они хотят защищать. Они в свою очередь начинают борьбу с судьбой, но эта борьба намного труднее, жестче, в ней практически нет союзников, зато есть беспощадные враги, у которых в аргументах не только грубая сила. Да и сами они не имеешь ни права, ни возможности на исполнение желаний. Все еще не думаете, что Мадока - поверхностное произведение, упускающая многие жестокие детали реальности? А я думаю, и после просмотра я не испытывал ту бурю эмоций, как после знакомства с выше перечисленными произведениями. В целом Мадока очень цельное и продуманное произведение, чем не везде могут похвастаться вышеперечисленные творения. Но если "развлекаться", т.б. браться за актуальные и сложные проблемы, так это надо делать с полной отдачей и беспощадной фантазией. Да, Клеймор я смотрел в самом подростковом возрасте, но и сейчас при рациональном сравнении, оно все равно намного сильнее. Аналогично с Эльфийской песнью и Бокурано, которые я читал и смотрел только недавно.
Еще Мадока очень похожа на "Тетрадь смерти": тот же блестяще выполненный чит. Как нам не показали вожделенное преобразование мира в руках Лайта, так и здесь - ничего сверх откровенного(за рамками жанра)и соответственно этим запоминающегося. Зато атмосфера и оформление тут и там шикарны. Кого-то тронули многочисленные, но бесполезные попытки изменить судьбу с помощью перемотки времени, а мне больше запомнились аналогичные события в "Steins;Gate". И дело как раз не в большей продуманности, а в тех чувствах персонажей, что показали аниматоры. Напомню, что Врата снимаются по серии игр, которые вышли раньше Мадоки. Еще один минус, правда совсем субъективный, - концовка. В моих глазах - экая попытка удовлетворить всех. Авторы не дают четкого ответа, был ли выбор Мадоки правилен или нет, оставляя это на совесть читателей (ага, снова возникает параллель с Тетрадкой). Зато каждый может найти для себя плюсы и минусы. В общем четкой морали мы не получили. Кстати, мне похоже одному вспомнилась сходство с концовкой "Ганбастер"-а. А вообще, если с чем-то сравнивать, так это ИМХО не с Эвангелионом, а с малоизвестным сериальчиком "Боевые роботы Дзинки" (www.world-art.ru/animation/animation.php?id=2956). Вон там мне и подростковым девочкам-героиням реально сносило крышу). Зачем проводить сравнение, ведь каждое произведение полноценно? Пардон, я автоматически вспоминаю что-то лучше, чем то, что увидел. И с этим ничего не поделаешь: "Хорошее запоминается, плохое забывается".
Итог: Мадока - замечательный сериал, который очень интересно и не бесцельно смотреть. НО махо-седзе, от которого многие фыркались при одном беглом взгляде, дало о себе знать. Мадока, как эталон и неповторимое произведение в своем жанре, - да; как эталон в общем, - увы, нет. Бесспорно одно из лучших произведений последних лет, с которым обязательно стоит ознакомиться. Личная оценка твердая 9-тка. Всем спасибо за внимание).
|