Puella Magi Madoka Magica - единственное аниме из всего, что выходило за последние полгода, которое мне действительно понравилось, причём безо всяких скидок, натяжек, отключений головы и закрывания глаз на концовку. Монументальное произведение в своём жанре (так говорят - я этим жанром никогда не интересовался) и отличное аниме вообще, вне его. Могу смело рекомендовать его к просмотру широкому кругу зрителей разнообразного возраста, разве что кроме детей, на которых обычно махо-сёдзё и ориентируется.
Смотреть однозначно стоит, а вот спойлеры до просмотра категорически противопоказаны - вас ждёт хороший сценарий с детективными приёмами и умелым использованием эффекта неожиданности и типичных жанровых ожиданий зрителя.
Знакомясь с тем, что выходило в зимнем сезоне и глянув первую серию "Мадоки", я был уверен, что несмотря на удивительно красивую картинку и стиль, вряд буду это смотреть. Тогда я ещё ровно относился к Shaft и не знал, кто автор сценария этого розовенького милого махо-сёдзё.
i>"Ген Уробучи хочет создавать истории, согревающие людские сердца. Те, кто знаком с моим творчеством, наверняка насупят брови и посчитают вышесказанное грубой шуткой. Я и сам, честно говоря, тоже с трудом в это верю. Ибо когда я начинаю набирать буквы на клавиатуре, мой мозг выдает лишь истории, полные безумия и отчаяния. На самом деле, я таким раньше не был. Я часто сочинял истории без идеального хэппи-энда, но в последних главах которых главный герой все же верил в то, что выдержит, несмотря ни на какие трудности. Не знаю, с какого времени, но я больше не сочиняю подобные истории. Я полон ненависти к так называемому человеческому счастью и подталкиваю персонажей, в создание которых вложил всю душу, прямо в бездну трагедии. В конце концов, если мы их просто оставим в покое и перестанем обращать на них внимание, они неминуемо будут двигаться в негативном направлении сами. Так же, что бы мы ни делали, мы не можем остановить остывание вселенной. Вокруг нас - всего лишь мир, созданный "достижениями здравого смысла" и ему не преодолеть оков тех законов физики, по которым он существует."/i> - Ген Уробучи (единственный автор всего сценария "Мадоки"), послесловие к 1 тому "Fate/Zero", 2006 г.
Третью серию посмотрел случайно, после чего употребил залпом все четыре вышедших и в шоковом состоянии стал узнавать, ЧТО ЭТО, потому что эта розовая сахарная вата уже после нескольких серий внезапно и необратимо мутировала в какой-то ведьминский Евангелион. Выше процитированный сценарист (которому, как и Хидзаки Анно, давно и весьма нехорошо на душе), трансляция в ночном слоте и мозголомательное сочетание несочетаемых жанров "махо-сёдзё, ужасы" одзнозначно сигнализировали о "левой резьбе". Опытнейший режиссёр Симбо Акиюки нашёл сильную команду и редчайшего продюсера, чтобы реализовать своё Махо-Сёдзё Мечты:
"... всё это возможно благодаря тому, что нам не нужно продавать никаких игрушек. Если бы это был проект с большим числом спонсоров и мы бы не сделали её (Мадоку) волшебницей в первой же серии, то нам бы за это тут же надавали по шее (смеётся). Но раз уж мы в этот раз не ограничены подобным проектом, то просто будем реализовывать всё, что сойдет нам с рук"/ - Ген Уробучи в интервью журналу Megami, Март 2011 г.
Забавно, что студия пыталась сначала скрыть имя сценариста, затем, когда эта затея провалилась благодаря 2ch, Ген Уробучи пытался запутать зрителей из своего твитера, а сама студия весело рисовала милые постеры и не показывала в первых сериях брутальный эндинг. Вообще, "Мадоку" было очень увлекательно смотреть в режиме онгоинга из-за...
1. Непредсказуемости и эффектности хорошего сюжета - "Мадока" является оригинальным аниме без опубликованного первоисточника (её манга рисуется по сериалу), все смотрели впервые, и хотя ближе к последним сериям все мыслимые и немыслимые варианты концовки были определены в непрекращающихся обсуждениях по всем интернетам, смотреть всё равно и всегда было интересно.
2. Насыщенности - все серии набиты до упора стилем и сюжетом, ни одной слабой, проходной или малоинформативной. Никакой воды вообще.
3. Самодостаточности - Вам, уважаемый зритель, в кой-то веки не нужно прочитать дофигалион томов манги/новеллы или наверняка ждать второго сезона, чтобы разобраться в происходящем, хотя перечитать "Фауста" Гёте и оригинальную "Русалочку" будет весьма кстати.
4. Беcкомпромиссности. Сюжет откровенно суров по отношению и к персонажам, и к современному японскому массовому зрителю. Навязчивый фан-сервис? Панцу-шоты, праздник молочных желез, лоликонщина и прочий агрессивный эротизм? Пляжный/банный эпизод? Нет, совсем нет: только хардкор, только махо-сёдзё... и много-много отличного стиля и режиссуры.
5. Откровенной и брутальной деконструкции своего заштампованного жанра (как и Евангелион в своё время). В этот же пункт добавлю малочисленных, но качественных персонажей, над психологией и поведением которых эта деконструкция и производилась (вдобавок к жанровым штампам):
- Мадока. Что получится с желающей всем помочь и спасти мир обычной японской школьницей из хорошей семьи, если не удастся сразу стать волшебницей и обрести раскрепощённость и уверенность в себе, а события вокруг будут раскручиваться, как гуано в миксере?
- Саяка. Что произойдет с рыцарем в неидеальном мире и чем оборачивается идеализм при постоянно увеличивающейся стрессовой нагрузке, связанной как с окружающими, так и с собственным телом и моралью? Что можно с удивлением обнаружить за собственными благими помыслами?
- Кёко. Что защищают "шипы" из агрессивности и эгоизма? Как выживать в реалиях махо-сёдзё-хардкора?
- Хомура. Через что надо пройти, чтобы смотреть на окружающих, как на потенциальные трупы?
- QB. Этот ваш типичный зверёк, дарящий магические способности... Жутко кавайный персонаж, лично заинтересованный в выполнении любого желания конкретной, весьма обдуманно выбранной девочки в определённом психологическом состоянии. Говорит правду, только правду и ничего кроме правды, вот только не всю и не сразу. Шикарный персонаж, украшающий это отличное аниме. Насколько жесток и не вписывается в привычное биполярное деление абсолютный рационализм?
О звукомузыке и графике уже прилично высказались до меня. Это было увлекательно, и теперь я полон уважения ко всем, кто работал над созданием "Мадоки". Тем, кому понравится, рекомендую отыскать английскую фанатскую wiki и дискуссии по персонажам.
Недостатки: Я остался слегка неудовлетворён концовкой и мелочами, хотя не могу сказать ничего определённого. За исключением, пожалуй, необъяснённого поведения одного скрипача, на чём держится немалая часть сюжета. В процессе просмотра могут появляться разнообразные претензии, но к концу (в крайнем случае - после чтения дискуссий в интернетах) их, скорее всего, не останется. Впрочем, как всегда, на вкус и цвет.
Приятного просмотра!
|