«Эксперименты Лэйн» требуют от зрителя немалых усилий. Это редкий случай аниме, начисто лишенного того, что принято называть «экшн». В этом, может быть, заключается главная сложность сериала – авторы не желают идти на уступки, не опускаются до объяснений, от серии к серии нагрузка только увеличивается. Но в этом же – и все очарование фильма, его достоинство. Шевелить мозгами иногда бывает полезно, иногда даже приятно. «Эксперименты» заставляют мозги работать не хуже любой задачки из курса высшей математики – однако, упаси вас бог сводить сюжет данного произведения к обычному ребусу, требующего решения и только его. «Лэйн» сродни литературному произведению, которое мало понять или объяснить. Как и всякое настоящее произведение искусства, «Лэйн» способно затронуть что-то внутри тебя, что-то, что, возможно, уже изначально принадлежало этой вещи. Ведь прочтя книгу, ты не только берешь что-то себе, но еще и отдаешь – совершаешь обмен, и речь здесь не об усилиях и не о потраченном времени. «Лэйн» предъявляет к своему зрителю определенные требования, невыполнение которых превращают просмотр сериала в занятие совершенно бессмысленное. Но если вы приняли все условия сделки, если пошли у создателей на поводу – вы будете «вознаграждены». Правда, награда может вас не устроить, но что поделаешь… В «Лэйн» вообще много неясностей – они остаются и после просмотра сериала. Взять хотя бы жанр – киберпанк. Киберпанк ли? Любой, кто знаком с основным корпусом произведений этого направления, вряд ли включит «Эксперименты Лэйн» в их число, а уж если и включит, то с существенными оговорками. Вспомним «Нейромант» Гибсона, «Схизматрицу» Стерлинга, романы Рюкера – в самом деле, что общего между ними и аниме? «Нейромант», «Software», даже «Схизматрица» - это вещи, где преобладает действие, тот самый жесткий «экшн», отсутствие которого заметно осложняет просмотр «Экспериментов». Помимо идейной близости, эти произведения ничего не связывает. И дело здесь, как мне кажется, в соотношении первой и второй половины самого термина – «киберпанк». Если в произведениях американских писателей-фантастов очевидно преобладание «punk», то в «Лэйн» - ситуация абсолютно противоположная. Даже больше – никакого панка в «Экспериментах» нет и в помине. Это выражается и сюжете, и в атмосфере, и в персонажах. Действительно, кто обычно становится главными героями киберпанковских произведений? Как правило, это авантюристы, хакеры, бунтари, люди, занимающиеся криминальным бизнесом, в равной мере лишенные прошлого и будущего, все те, кого в «приличном обществе» принято называть «отбросами» или «сбродом» - этакие клошары Завтрашнего Дня (который, возможно, никогда не наступит). В «Лэйн» все гораздо скромнее – здесь нет бунтарей, нет авантюристов, а есть люди, желающие найти самих себя. И только. Да и обстановка крайне скудная – постоянное гудение проводов, пустынные улицы, не менее пустынные дома, школа… Футуристических изысков в духе «индустриального барокко», свойственных киберпанку, здесь не найти. Единственное, что еще может связывать «Эксперименты» с произведениями киберпанка – книги, заложившие основу направления. «Atrocity Exhibition» Балларда (русск. перевод «Выставка Жестокости») с его идеями насчет формирования средствами масс-медиа всего того, что принято называть бессознательным: снов, маний, фобий, фантазмов и фантомов. Романы Пинчона с их концепцией глобального заговора и атмосферой тотальной паранойи. Наконец, Филип Дик, который из книги в книгу развивал темы «мессианства», «изменение реальности» - и т.д. «Лэйн» идет по пути киберпанка, киберпанком не являясь. «Лэйн», не смотря на свою «герметичность» и «неуступчивость», вещь деликатная, уважающая своего зрителя, бунтарские настроения для нее неприемлемы. После «Лэйн» остается грусть – абсолютная, всепобеждающая грусть… - Furnace Leader г. Москва -
|