Сразу хочу предупредить читателя, что логично и непротиворечиво объяснить, понять хоть часть этого, не говоря уже о целом, аниме — невозможно: оно состоит из множества кусков, связь между которыми, порой, находить очень сложно, да и зачастую эта найденная связь оказывается просто вымышленной и притянутой за уши и принимается за правдивую только как наименее абсурдная из всех, но отнюдь не потому что сама логична. Будут спойлеры, хотя они мало повредят, ибо вы всё равно ничего не поймёте.
Итак.
Сюжета как такового нет, однако есть некое подобие; не буду подробно расписывать его. Это аниме про Бога-девочку-программиста, которая хотела объединить все сознания людей в одну сеть, потому что ей было одиноко и всем людям было одиноко, как она считала; но жила она не в действительном мире, а в каком-то непонятном (что-то вроде электромагнитном), и не могла сама влиять на реальный мир, лишь через тех людей, которые её помнили. Чтобы соединить всех людей в одну большую сеть — коллективное сознание — она создала, так называемый седьмой протокол: он должен был стереть границу между сетью и действительностью, создать возможность подключаться людям к всеобщей сети просто усилием воли без каких-либо устройств. Но чем дальше её дело шло, тем несчастнее становились все люди, помнившие её, через которых она осуществляла свою задумку, и в конце концов, она поняла, так как любила всех людей, что только всё портит и было бы лучше, если бы её не было, — поэтому перезагрузила мир, стерев из памяти всех людей себя.
Такой вот «сюжет».
Но самое ценное кроется — по крайней мере лично для меня — в другом. В Экспериментах Лейн очень хорошо передано ощущение одиночества, отчуждённости от других: долгие, медленные сцены, слишком яркие, слишком выделяющиеся окружающие звуки: гудение проводов, шум толпы, звук электрички, — а как смотрит она, находясь в вагоне, на эти то разъезжающиеся, то съезжающиеся провода; так хорошо показаны люди, вместе едущие с ней: отстранённые, погружённый в себя, в книгу, согбенные, некрасивые, застывшие; её семья (якобы): отец, мать, сестра — разобщённые, не разговаривающие между собой, разве если что-то надо, молчаливые и равнодушные, живущие без какого-либо чувства, без счастья — словно и не живущие, только существующие. Аниме откровенно на плохое, не скроет за красивой картинкой мерзости, наоборот, поставит их на передний план, остановит кадр на них, поместив в центр, чтобы зрители заметили наверняка. Странные тени, в которых будто что-то плещется или кружится, как снег, или горит, как огонь, сверкая искрами, то синее, то красное; или когда всех людей окрашивают в серый, оставляя только единственного цветного, одного сейчас важного; абстрактные сцены с телами людей без голов, но с говорящими, бубнящими губами, — над всем этим обычно смеются, называя плодом обколотого грибами, нанюхавшегося героина японца (японец здесь употребляется в качестве синонима слова «извращенец»), — и всё же, и такого рода творения имеют ценность: даже если автор был под грибами, то это были очень хорошие грибы, и даже если автор был под героином, то это был отличный героин, и сделал автор поэтому замечательную, разрешите выразиться — красивую в своей абсурдности, картину, затрагивающую и душу, и разум, обращающую внимание на многие социальные проблемы, как то: разобщённость, одиночество, зависимость, отсутствие смысла в жизни многих людей.
|