World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (89)
 - компании (4)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Nevland
Nick Unknown
p0pwax
ataryq
Contributor
Kibernavt
mortezuboskal
kopudop2
TheFox



вернуться на страницу аниме «Евангелион» | вернуться на страницу комментариев



Гость2006.06.16

Я, наконец, досмотрел Евангелиони, созрел для отзыва...

В качестве предисловия – я когда-то очень увлекался психоанализом.

Режиссер Евы, похоже, с ним тоже знаком не понаслышке…

Поэтому буду все свои впечатления от Евы, окончательно сформировавшиеся к 24 серии (и после просмотра последних двух укрепившиеся), высказывать именно в этом разрезе – тем более, Каббалу я не знаю, а библейских ассоциаций увидел немного.

Итак: этот фильм снимал больной человек. Не психически, это слишком сильное утверждение, но по крайней мере, с очень глубокими внутренними проблемами. Причем такими, какими в наше время страдает очень большое количество людей, независимо от страны рождения и социального положения. Поэтому многих так цепляет. Сам режиссер, совершенно очевидно, эти проблемы осознает, и занимался их проработкой. Но показать сами проблемы у него вышло гораздо живее, натуралистичнее и захватывающе, чем ответы, как с этими проблемами справляться.

Все главные герои Евы одиноки, и все по-своему несчастны – Синдзи. Аска. Рэй. Мисато. Гэндо. Рицуко.

Про детство четверых мы точно узнаем, что оно было несчастным, и в нем происходили травмирующие события. У Аски сходит с ума мать, вместо ребенка нянчится с куклой, игнорируя девочку, а потом вешается. У Синдзи мать погибает у него на глазах, а отец его вначале бросает, а потом использует, как средство достижения своих целей. Мисато – смерть отца, которого она ненавидит и одновременно ищет его в окружающих мужчинах (Кадзи). Гэндо – так и не смирился со смертью любимой жены Юи, единственный человек (если можно так выразиться?), к которому он проявляет теплые чувства – это Рэй, клон Юи и Лилит(?). Остальных женщин в своей жизни он использует для дела, не стесняясь их мучить. Рэй – вообще клубок страданий. Что происходит у нее внутри, даже думать страшно. Человек, согласившийся быть вещью. Хранящий как реликвию сломанные очки Гэндо.

Говоря терминами психоанализа, всех героев связывает одна проблема – неотсепарированность (неотделенность, зависимость) от материнской фигуры (в случае Рэй ее роль играет Гэндо). Отсюда и постоянно всплывающая тема материнской утробы, женщины-матери, подруги-матери (=друга-отца – Мисато – Кадзи), слияния, взаимопроникновения с Евой. «Я могу себя уважать, только когда управляю Евой», - говорит Синдзи, и он же претерпевает второе рождение в 2… серии - с прохождением всех гроффовских матриц. Мисато признается, что искала в Кадзи отца. Синдзи говорит Рэй, что она похожа на его мать. Про Гендо мы точно знаем, что Рэй для него – копия жены, как он относится к жене, остается за кадром, но судя по видениям Синдзи про альтернативную счастливую реальность, она тоже для него играла роль заботливой жены-матери).

Все герои больны зависимостью от чего-то. Именно больны. Синдзи – от мнения всех окружающих. Аска – аналогично. Только проявляется это в них по-разному, а на самом деле две стороны одной медали. Синдзи уверен, что все его ненавидят, поэтому не видит смысла в своей жизни. Его выбор решения этой проблемы – замыкание в себе, бегство. Зачем ему лишние подтверждения того, что он не нужен, нелюбим? Аска напротив, внешне уверена в себе, требует от других постоянного восхищения и подтверждения собственной значимости, но уверенность эта очень хрупка, поскольку ложна. Малейший намек на собственную несостоятельность, выбивает ее из колеи, потому что в глубине ее души лежит страх, ужас оказаться ненужной и нелюбимой. Страх, в котором она себе не признается, и который, вырвавшись, в итоге в приводит к сумасшествию. Синдзи с этим страхом смирился и живет.

Чего мы все ищем и ждем от мира, как не любви и признания нашей ценности и неповторимости? Мысль о том, что вначале нужно научиться любить и прощать себя, правильна. Аска ведь тоже себя не любит, это только маска, спасающая от боли, ну не может она жить с содранной кожей, у нее совсем другой темперамент, чем у Синдзи, поэтому его решение ей не подходит. И в общем, у нее жизнь больше не сложилась, и травма, полученная в детстве, была сильнее (имхо).

С чем живет, Рэй, мы почти не знаем. С бесконечной преданностью создателю и желанием смерти. Но преданность сильнее. Странный и трогательный персонаж, несмотря на параллели с овечкой Долли (вот еще одна современная тема - душа клонов?), о ней мне хочется подумать еще.

Все герои являют собой пример невероятно изломанных, отравленных амбивалентностью отношений с родителями. В качестве примера – Рицуко, унаследовавшая от старшей Акаги и страсть к Гэндо и ревность к Рэй, ненавидевшая мать и спасающая ее душу, живущую в суперкомпьютере Маги. А взаимоотношения подростков с Евами, в которых живут души их матерей, согласно сделанным намекам? Ужас перед захватившей в плен пилота Синдзи Евой-01? Переживания Аски внутри Евы-02?

Вот о чем этот фильм для меня. Вопросы актуальны, а как они поставлены – цепляет так, что может крышу сорвать. С ответами хуже. Сеанс психоанализа Синдзи в 25-26 серии меня не впечатлил. Какой-то он … хрестоматийный. Назидательный и не трогающий душу. Предложенное решение «дилеммы ежа» - учиться «жить на расстоянии боли» запомнилось и в голове засело. Но ведь это тоже не окончательный ответ. Гораздо лучше научиться втягивать свои колючки, чтобы не ранить других. Причем так, чтобы это не было фальшиво и неискренне, оставаясь самим собой.

Короче, как то не очень мне все это...


+38Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | Ursuladog2006.06.17

Гость, я в целом согласен с вашей трактовкой сериала- за исключением предложенных вами ответов на поставленные в нём вопросы.

Давайте попробуем разобраться...
Психоанализом я специально не занимался, терминологией не владею - а потому придётся писать простым бытовым языком.

Итак, есть проблема - она практически идентична у всех персонажей.
Мало того, я считаю, что каждый персонаж - это воплощение одного из её возможных решений.

Аска. Желание жить. Концентрированное и яркое желание прочувствовать эту жизнь - несмотря ни на что - и прожить её свободно и самостоятельно.

Рей. Желание значимой смерти. Это не просто желание самоубийцы, это желание самопожертвования - всей себя, до конца - во имя чего-то высокого, светлого, значимого с точки зрения тех, кого сама Рей выбрала для себя в авторитеты.

Рицко. Поиск. Непрерывный поиск истины в глубине знаний - своих, чужих, вечных. Поиск истины, который должен решить всё.

Мисато. Желание любви. Любви вообще - без разделения её на супружескую, материнскую, приятельскую. Желание, подавляемое годами - но постепенно капля за каплей просачивающееся наружу...

Гэндо. Желание достижения цели. Цель - это всё. Само движение к цели заменяет (и затеняет) значимость этой цели, тем самым делая цель абсолютом, сверхцелью, ради которой можно пожертвовать абсолютно всем...

И наконец, наш "герой" Синдзи, волею авторов последовательно перебирающий все эти способы решения своей проблемы - перебирающий их только для того, чтобы показать нам, зрителям, то, насколько справедливым и достойным внимания кажется Анно тот или иной способ...

И если уж на то пошло, авторское решение есть. Анно не предлагает нам с ним согласиться - он просто показывает нам, что именно выбрал он - показывает дважды - в двух последних сериях сериала - и в End of Evangelion...

Вас такое решение не впечатлило? Не понравилось? Не убедило? Не тронуло?

Что ж, люди - самые разные существа, и готовые рецепты одного далеко не всегда подойдут остальным. Евангелион - в моём понимании - это набор готовых рецептов от Анно - но он не полон - да и не может быть полон по определению. Возможно, что эта его неполнота окажется критичной именно для вас - и в итоге сериал оставит у вас чувство неполноты и незавершённости...

И ещё, для меня не было выводом из дилеммы ежа "учиться жить на расстоянии боли". Скорее это "учиться жить, не взирая на боль, не бояться этой боли, тянуться внутрь сквозь иглы прямо к уязвимому нутру человека".
Как я и говорил - каждому - свой рецепт...



обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура