Так уж получилось, что робинзонады родились задолго до того, как получили название и просуществовали значительно дольше породившего их времени. И хотя ничего принципиально нового со времен Дефо внести в них попросту невозможно, они, конечно же, будут существовать и впредь. Вызванные к жизни географическими открытиями, будившими воображение, их первейшая задача была не описать трудности, вставшие на человеческом пути, но придумать новый мир с неведомой флорой и фауной, мир, который нужно исследовать, а также бесконечно открывать, открывать и открывать. Написанные в форме дневника путешественника, иногда реального, чаще ¬¬– нет, помимо описания природы, а также в угоду большей достоверности они скрупулезно описывали повседневные действия. И вот тут-то, в примитивной жизни оторванного от суетного мира горожанина, великие просветители, а если быть точным – Руссо, увидели грандиознейшие средства воздействия на ранимую детскую психику! Именно с редакторской правки этого «воспитателя [несуществующего] Эмиля» робинзонады и начали свое победоносное шествие по планете!
С течением времени, для увеличения дидактической силы количество робинзонов и поднимаемых нравственных вопросов только росло. Распаханное чудо-поле оказалось пригодным для широкого спектра проблем, вплоть до фрейдистских самокопаний. Чур нас, чур, но Survive! застрял, на счастье, где-то на предыдущем уровне.
Как уже несложно догадаться, Survive! представляет собой едва ли не классический пример того, о чем шла речь во всем первом абзаце. Конечно, если мы не будем преждевременно скакать галопам в конец. В центре истории, как это уже логически напрашивается, - потерявшиеся дети. А так как на Земле потеряться, конечно, можно, но со времен изобретения GPS уже скучно, то дети бороздят чужие океаны неизвестной планеты. Кучка школьников, как и любая произвольная группа, объединена вначале только по одному признаку: «ты попал, и я попал». У них разные интересы, симпатии и даже цели, правда последняя, лаконичную форму которой можно почерпнуть из названия, быстро становится единой. Выживание, гордо вынесенное в заглавие, на деле оказывается проблемой не только физической, но и психологической, особенно на первом этапе, когда от умения организоваться и действовать согласованно зависит сама возможность дальнейшего со-существования.
Какие только метаморфозы не предстоит претерпеть героям! Чудесная планета, представляющая собой то ли гибрид Затерянного мира с Таинственным островом, то ли новую реинкарнацию волшебника Оз, будет щедро раздавать эликсиры смелости и уверенности в себе, но чаще всего именно нектар дружбы будет пользоваться особым спросом. При этом внешне герои останутся такими же, как и в начале, я бы сказала, до боли такими же, чья бессменная одежда не раз заставит печально смотреть на свою изнашивающуюся обувь.
Начинающим робинзонам кроме диких условий как пить дать нужны свои людоеды и Пятница! Куда уж без этих неизменных атрибутов! И хотя людоеды во всем приличном обществе уже давно заменены на пиратов, но Пятница как и прежде очарователен.
В приключенческом жанре, не зависимо от того, идет речь о литературе или анимации, без героев с трагическим прошлым – никуда. В сериале как минимум два героя из шести несут на себе эту ношу. Но как несут! Без любимых сейчас многосерийных заламываний рук. Идеальный пример – главная героиня которая при слове “огонь” должна закатывать истерику, но вместо этого бесстрашно бросается в пламя нисколько не рефлексируя по этому поводу. Их боль не прошла, не исчезла, но это понимаешь не сразу. Так, весь парадокс ситуации с пилотированием спасательной капсулы, когда за штурвал села неопытная девушка, вообще не замечаешь, пока не узнаешь, что там же присутствовал человек с навыками пилотирования. Такое проявление душевной травмы сильнее криков о ней и мучительных словесных стенаний.
Неизведанный мир по определению – пространство лишений и ограничений, чудесных изобретений практически из воздуха, переосмысления своей жизни и переоценки ценностей, как моральных, так и материальных. Честно говоря, в Survive! не все реализовано, про некоторое вообще забыто. Но это скорее результат адаптации темы под целевую детскую аудиторию, чем признак недоработки. Здесь даже знакомство со смертью проходит как-то поверхностно. А та самая точка бифуркации, убийство живого существа ради еды, которое в “Повелителе мух” станет началом конца, пройдет в сериале под знаком практичной мещанской этики: надо – значит надо. Этот расчет на определенный возраст накладывает отпечаток на все аниме в целом. И дело даже не в том, что главные герои – школьники. Уже на вскидку ясно, что не важно кого закидывать в новые условия: взрослый житель Города в этом плане не опытнее детей, разве что последние лучше приспосабливаются. Но (! ) все выходы из трудных жизненных ситуаций даны в духе единственного завета кота Леопольда. И чтобы не нарушать эту великую концепцию Дружбы, даже зарождающаяся история любви поспешно топится в этом всеобщем братании.
Героическая робинзонада условной первой части очень грамотно перетекает на мета-уровень, где на кону стоит уже не локальное выживание затерявшихся детишек, но спасение планеты. Несмотря на плавный переход и прилично выполненную вторую часть, лично мне такой поворот событий не нравится. Одно дело, когда главная героиня – звезда местного масштаба, другое – этакий архангел Гавриил.
Само же экологическое ядро в «глобальных спасательных работах» давно не удивительно, а скорее общеобязательно. Прошло то время, когда планеты защищали от злобных захватчиков, теперь их все чаще охраняют от самих себя. Но выдвижение лозунгов Римского клуба в сериале больше похоже на потуги юного натуралиста, с упоением рвущегося к природе, чтобы вечером уснуть в теплой домашней постели. Уж больно технологической получилась природа! Все эти нанороботы, ультра-функциональные домашние питомцы и ловушки для рыб наоборот представляют собой иллюстрацию того, что человек техногенной цивилизации не мыслит своей жизни без толики специальных устройств, облегчающих бремя существования. Вот таким, временным, и получается уход от природы современного человека уставшего от многочисленных «улучшателей жизни». И вовсе не для того, чтобы понять прелесть дикой, не отягощенной социальными рамками жизни, но для того, чтобы вернувшись в свой манеж, ценить его еще больше. _________________________
Сериал неплох и выполнен очень даже качественно. Тема если не оригинальна, то по крайней мере не заезжена. И хотя это не перепевка вечных историй любви, которые с удовольствием хавает пипл, Uninhabited Planet Survive имеет намного больше оснований для внимания.
|