World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (69)
 - компании (3)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Bartuk 707
BelSamRog
elenaelena
Contributor
cool2332m



Выжить на необитаемой планете — рецензии WA

Рецензия:
© Вадим Татаринов, 2006.02.25 (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)

Детство — это золотая пора в жизни каждого, что бы впоследствии из этого человека ни выросло. Пора природной естественности в отношениях и неисчерпаемого энтузиазма буквально по любому поводу, необыкновенных открытий и чудес, подстерегающих нас в самых прозаических местах: по дороге из школы, в заброшенном саду где-нибудь по соседству, на пустыре, где ржавеют выброшенные кем-то загадочные железяки и прочие обломки разных полезных механизмов. Счастливое время, когда фантазии, чтобы расцвести, достаточно любого хлама, ничего не стоящего с точки зрения взрослых, в глазах которых мерцает жизненный опыт, подернутый пепельной дымкой навсегда утраченных иллюзий.

Именно в этом возрасте перспектива встречи с пиратами или углубленного знакомства с местами, где еще не ступала нога человека, способна вызвать прилив бодрости и ощущение близости совершенно невозможного счастья. Снять стресс отчасти помогает приключенческая литература (написанная, кстати, взрослыми), где все это воплощено со вкусом, приправлено массой интересных подробностей и практических рекомендаций.

С возрастом принято подчинять игру воображения законам реальности, и потому с годами люди становятся заметно скучнее. Не все. Ведь на самом деле расставаться со своими мечтами вовсе не обязательно. Можно поступить по-другому: попытаться изменить не свои представления о мире, а сам мир привести в соответствие с ними. Это требует немалых усилий, но у некоторых все-таки получается…

«Выжить на необитаемой планете» — вторая работа режиссера Яно Юйтиро, и она производит куда более зрелое впечатление, чем предыдущая («Тайна серулинских песков»). Те, кто смотрел «Тайну серулинских песков», наверняка обратят внимание на перекочевавшие оттуда кое-какие детали и авторские приемы, однако в новом сериале Юйтиро они выглядят значительно уместнее и не создают впечатления вторичности.

Отдельная проблема — перевод названия. Слово survive употребляется в этом аниме исключительно на английском языке, и тому есть свои причины; правда, чтобы понять их, нужно посмотреть едва ли не все пятьдесят две серии. Аниме славится своими «многослойными» названиями, и данный случай не исключение. Survive здесь употребляется и в прямом значении («выжить, выживи»), и как термин, вроде слов sputnik или Windows. Поэтому правильнее, возможно, было бы перевести название как: «Survive! Необитаемая планета».

Основа сюжета, как и в предыдущей работе режиссёра, навеяна Жюлем Верном, можно даже точно назвать прототип — роман «Таинственный остров», но есть и принципиальные отличия.

Источником вдохновения в данном случае послужили уже не жюльверновские штампы, то есть, многократно обыгранные усредненные типы героев, ситуаций, обстановки, поворотов сюжета, которые в целом одинаковы и для какого-нибудь мультсериала «про вокруг света за 80 дней», и для кинопостановки на ту же тему во главе с Джеки Чаном. Авторы обратились непосредственно к духу фантастики Жюля Верна с присущим ей оптимизмом, романтической верой во всемогущество науки и человеческого разума, стремлением нести свет цивилизации в самые отдаленные уголки мира, чтобы и там жизнь могла измениться к лучшему.

При этом у романов французского классика приключенческой литературы есть одна особенность, роднящая их с этическими установками, характерными для многих аниме: их герои стремятся, насколько это возможно, использовать метод убеждения, личного примера, мирного разрешения конфликтов, прибегая к угрозе и силе только в самом крайнем случае.

Во-вторых, роман Жюля Верна здесь служит не более, чем самой общей основой для разворачивающегося сюжетного действия: в результате нелепой случайности подростки оказываются на необитаемом острове, расположенном на никому не известной планете, с загадочной флорой и непредсказуемой фауной, которая вызывает ассоциации уже с «Затерянным миром» А. Конан-Дойля. Естественно, перед ними встает проблема выживания с опорой на собственные силы и знания, поскольку надежды на приход помощи извне практически нет.

Кроме того, идеи Жюля Верна в этом сериале как следует переосмыслены с учетом опыта покорения природы XX века, поэтому в своей цивилизаторской деятельности герои постоянно вынуждены отвечать себе на вопросы: «Имеем ли мы право так безоглядно приспосабливать окружающий мир для удовлетворения собственных потребностей?», «Так ли уж неразумны и агрессивны непонятные нам формы жизни?», «Жизнь — это борьба за выживание или совместное существование?» и т.п. Поэтому тема «выжить любой ценой во враждебном незнакомом мире» по мере развития действия плавно перетекает в очень интересный и вполне актуальный разговор о проблемах экологической гармонии, моделирования среды обитания человека и ответственности, пусть даже за невольное вторжение в мир, который прекрасно существовал и без нас.

Другая важная линия, вокруг которой развивается внутренний сюжет этого аниме — это вхождение подростка в большой социальный мир, процесс взаимной «притирки» с обществом и отыскание своего места в нем. И с этой точки зрения завязка, в ходе которой мы потихоньку знакомимся с действующими лицами (в основном с их социально-ролевыми портретами), напоминает, скорее, начало «Бесконечного путешествия корабля Ривиас» — группа очень непростых подростков волею случая оказывается предоставленной самой себе; чтобы выжить, герои вынуждены выстроить свою микромодель общества, переосмысляя в ходе этого многогранного процесса как модели поведения и социальной организации, доставшиеся им по наследству от мира взрослых, так и собственные представления о том, как надо жить, кто чем должен заниматься, что такое долг, справедливость, дружба.

Команда «робинзонов» подобралась на редкость пестрая и, мягко говоря, мало похожая на коллектив единомышленников: строгая и педантичная председатель совета школы Мэнори, типичная отличница; папенькин сынок, богатенький шалопай Говард (совершенно несносная личность); очкастый «ботаник»-вундеркинд Синго; невероятно заторможенный и, на первый взгляд, совершенно забитый здоровяк Белл; «волк-одиночка», сильный, загадочный и нелюдимый Каору; добродушная и пугливая тихоня Шарла (возможно, от Шарлотта?); бесподобная робот-зверушка Чако, гремучая смесь высоких технологий и на редкость своевольной натуры, приправленная уличным жаргоном; наконец, героиня — Луна (ударение на первом слоге), типичная для аниме девочка-энтузиастка, которая никогда не сдается, обо всем беспокоится и просто не способна бросить кого-то в беде или затруднительной ситуации.

Видимо, потому, что в центре этой истории находится именно Луна с присущим ей упорным стремлением гармонизировать окружающий мир исключительно мирными средствами, все противоречия между героями, а также между отдельными личностями и коллективом в целом, решаются здесь совсем по-другому, чем в «Ривиасе», намного менее жестко. В «Выжить на необитаемой планете» господствует традиционная для детско-подростковых аниме атмосфера доброжелательного стремления доказывать свою правоту путем терпеливого и участливого приручения условного противника, а не перевоспитания по принципу «кто не с нами, тот против нас» или «жить захочет, сделает». В этом смысле «Выжить на необитаемой планете» все-таки ближе к Жюлю Верну, а «Ривиас» — к «Повелителю мух» У. Голдинга.

То же самое характерно и для разворачивающейся в сериале «битвы за выживание»: картина жизни на необитаемом острове местами заметно смягчена по сравнению с тем, какие суровые испытания могли бы свалиться на головы героев в реальной жизненной ситуации. Авторы и здесь явно не стремятся к детальному правдоподобию и углубленному изображению бытовых подробностей. Зато им удается создать неповторимую атмосферу радостного и энергичного освоения нового мира в хорошей компании, когда со всеми трудностями можно расправиться, используя научные знания и природную смекалку, а те, кто рядом, всегда помогут справиться с самыми страшными врагами: испорченным настроением и потерей веры в себя. Вообще, среди достоинств этого аниме нельзя не отметить неповторимую оптимистическую атмосферу, полную веры в лучшие качества человека и общую гармонию мира.

Несмотря на, в целом, неспешное и часто предсказуемое течение сюжета, большинство эпизодов смотрится буквально на одном дыхании. Ситуация ухудшается разве что в заключительной части, которая и по накалу страстей, и по занимательности явно уступает прежним приключениям героев и скорее выполняет роль масштабного финала, чем на самом деле является им. Особенно смешно выглядит эпилог в последней серии, где меньше, чем за три минуты, не успевшей толком прийти в себя публике в пожарном порядке докладывают, что же, собственно, произошло с героями (и то не со всеми) и… ку-ку, титры. Не хватает только ушастого пацана с сачком из старого фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: «А что это вы тут делаете, а? Кино-то уже кончилось!»

Огромный плюс сериала — внимание авторов к каждому персонажу, стремление дать как следует раскрыться не только главным, но и второстепенным лицам (хотя здесь, как и в «Ривиасе», это деление достаточно условно). На это уходит немало времени (хотя при пятидесяти двух сериях такую роскошь можно себе позволить), но результат оправдывает себя: мы начинаем видеть в каждом неповторимую личность со своим внутренним миром, мечтами, сомнениями, победами и неудачами, и это придает в дальнейшем совершенно иной эмоциональный фон происходящему: пользуясь деликатными намеками авторов, можно угадать, о чем думают герои; без долгих пояснений понять, почему они поступают так, а не иначе — короче, сопереживать им, как давним и, в общем, неплохим знакомым.

Графика не относится к этапной или революционной; она добротная, яркая, радует глаз многоцветьем мира и вполне подходит для этого случая. Некоторые огрехи прорисовки (тщательно наведенные черные контуры фигурок персонажей не очень хорошо смотрятся на фоне слегка размытого пейзажа) и не очень разнообразный саундтрек (опенинг и эндинг так и не меняются на протяжении пятидесяти двух серий) совсем не портят общего впечатления: простенькая мелодия, повторяясь раз разом, не надоедает, а наоборот, превращается в очень подходящий лейтмотив к разворачивающейся истории.

Одним словом, хорошая, качественная приключенческая фантастика, возрастная аудитория — от тех, кто уже начал задумываться о себе и окружающем мире, и старше.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура