Помню, года четыре назад наткнулась в интернете на отзыв какой-то, видимо, неискушенной в аниме девчонки о Бибопе. Звучал он примерно так: "Ой, мне тут принесли мультфильм, и я его начала смотреть, и меня как затянуло! Он прямо совсем как фильмы, но даже лучше! Я вот только что закончила его смотреть, и у меня какое-то ощущение... ну блин, ну такое сильное ощущение, но только я не знаю как его описать! Блин..."
Я тогда усмехнулась и подумала: "Да, девачко еще не научилось распознавать собственные ощущения." И еще мимолетом: "Надо же неискушенного как пробрало! "
Говоря о Бибопе, чаще всего отмечают стиль/атмосферу/музыку, иногда - сюжет, время от времени героев похвалят, изредка попытаются найти мораль. Но ведь самое замечательное в этом аниме то, насколько сильно оно цепляет зрителя эмоционально. Да, правда, назидательности в нем особой нет, потому что оно не рассчитано на мозги. Оно в основном рассчитано на сердце :> поэтому после просмотра невозможно сесть и рассудительно подвести итоги типа "Главный замысел автора состоял в ..." или "Тема этого произведения - ..."
Неееа! Я вот, например, после просмотра долго горестно вздыхала, и если бы попросили утрамбовать в слова все творящееся внутри, сказала бы примерно так: "Ах вах! Грустно мне. Оставьте меня, я в печали. Японский городовой, отстаньте уже ради Бога, Вы не видите - я еще не отошла! Я под впечатлением, я в переживаниях! 1"
А позже, когда буря улеглась, все стало понятно. И если позволите, граждане все те, которых тоже так прошибло, я попробую объяснить, почему так прошибло.
В Бибопе человечество раскидало по всей Солнечной системе. Герои вечно гоняют между Марсом и Землей, уворачиваясь от астероидов и ныряя в гипер-порталы. Еды им не хватает никогда, иногда ломаются машины или заканчивается топливо и приходится парить в открытом космосе в ожидании помощи. В силу рода деятельности они к тому же нет-нет да вляпаются во что-нибудь неприятное и опасное. Однако не унывают! Живут! Не то что бы весело… Скорее, без оглядки. Летают сломя голову, не жалея машин. Пофигисты. Явно тертые-перетертые. Поэтому и не унывают.
Кажется, ничем их не проймешь.
А вот и нет. Через некоторое время понимаешь – что-то они скрывают. И от нас, и друг от друга. Такой пофигизм характерен людям, которых уже изрядно побила жизнь.
И точно – постепенно узнаешь, что за каждым тенью следует мрачное, сложное, иногда и странное прошлое, и понимаешь – так вот почему они такие, какие есть. И они становятся для тебя очень человечными. Потому что тебе раскрыты их трагедии, и ты невольный свидетель того, как, в общем-то, очень сильные люди делаются очень уязвимыми, столкнувшись с собственным прошлым. И ты, притихнув, следишь за тем, как они с ним разбираются, и в душе уже понимаешь, что хэппи энду не бывать. Бывать только тому, что закономерно. Непрочная связь, которая держала их вместе, разрывается не без боли. Да, они привязались друг к другу, только потому каждый исключительно одинок. Но тем больнее опять оставаться одному, чем сильнее была надежда остаться вместе. Одна Эд уходит с детской беззаботностью. Фей платит за надежду слезами и бессильной яростью, Джет угрюмо замыкается в себе, а Спайк спокойно идет навстречу смерти, отдавая дань романтизму и законам самураев.
Вообще Бибоп это целая галерея героев, судьбы которых сложились так, что смерть для них – единственный закономерный выход: Азимов и Катарина, Уэн, Пьеро, Роко, Грен, отец Мей-Фа, не говоря уже о любовном треугольнике Спайк-Джулия-Вишез. Им всем было несвойственно остановиться и задуматься о том, где и почему их жизни пошли наперекосяк. Задумываться можем только мы, зрители.
Так что, граждане все те, кого тоже так прошибло, меня вот лично задела вся эта тема с одиночеством космического масштаба и неизбежной смертью, уж не знаю, что там у вас было.
|